СК открыл криминалистический полигон. Такого нет даже в странах ближнего зарубежья
Накануне двенадцатой годовщины со дня образования Следственного комитета Республики Беларусь и трехлетия профильного учебного заведения — Института Следственного комитета открыт уникальный образовательный центр для следователей страны — криминалистический полигон следственного ведомства. Аналогов высокотехнологичной современной обучающей интерактивной площадке нет не только в Беларуси, но и в странах ближнего зарубежья. Об этом рассказали в пресс-службе СК.
Церемонию открытия возглавили Председатель Следственного комитета Дмитрий Гора, Председатель Государственного комитета судебных экспертиз Алексей Волков и директор Национального центра правовой информации Андрей Мательский. В торжественном мероприятии также приняли участие руководители и сотрудники Следственного комитета, профессорско-преподавательский состав ведомственного Института.
Приветствуя участников, Председатель Следственного комитета Дмитрий Гора высказал слова благодарности, адресованные каждому сотруднику, принявшему участие в его создании.
— Преступность развивается, а следствие должно идти не только в ногу со временем, но и предупреждать возникающие вызовы и угрозы национальной безопасности, чтобы успешно им противодействовать. Делать это могут лишь высококвалифицированные специалисты, подготовке которых мы уделяем пристальное внимание, — отметил глава следственного ведомства, подчеркивая ведущую роль Института в вопросах подготовки следственных кадров.
Высокотехнологичный полигон представлен рядом локаций, которые, по необходимости, легко модернизируются. Отдельно обустроены помещения уличного кафе, нарколаборатории, квартиры, пострадавшей от пожара, а также жилья киберпреступника. Экспозиционный стол «дорожно-транспортное происшествие» позволяет не только имитировать различные ситуации на дорогах, но и детально изучать тактику и методику расследования происшествий с участием автомобилей, пешеходов, велосипедистов, общественного транспорта, а также популярных сегодня средств персональной мобильности.
Основной методикой проведения занятий на учебном полигоне выступают кейс-технологии. Так, например, в локации «уличное кафе» уже запрограммированы интерактивные задания, в числе которых кража, хулиганство и убийство. Ознакомится с учебным кейсом легко и быстро: достаточно воспользоваться личным мобильным телефоном. Все задания представлены в QR-кодах, размещенных у входа в каждую локацию.
Наводим камеру. У девушки-посетителя кафе украден мобильный телефон. Фактически, находясь на месте преступления и получая информацию непосредственно от пострадавшего, следователь должен не только ее оценить и выдвинуть версии, но и непосредственно отыскать следы преступления, правильно изъять их, зафиксировать в процессуальных документах, которые в последующем лягут в основу уголовного дела. В зависимости от темы учебных занятий здесь же могут быть отработаны и навыки проведения различных следственных действий с участием потерпевших, свидетелей, подозреваемого. Фактически, все особенности тактики и методики расследования, вплоть до раскрытия конкретного преступления и направления уголовного дела прокурору для направления в суд, могут быть смоделированы и изучены на каждой локации полигона.
Впечатление абсолютной реальности производит и квартира, пострадавшая от пожара. Что же здесь произошло? В ней взорвался газовый баллон? Или неосторожное курение нетрезвого гражданина в постели привело к возгоранию? А что, если в груди этого обгоревшего человека оказалась пуля? В этом легко разберутся следователи. Но вначале отточат свои навыки на криминалистическом полигоне.
Наблюдать здесь сотрудника, работающего в VR-очках, совсем не удивительно: при проведении занятий активно используются интерактивные подходы, а их сочетание с высокотехнологичными локациями полигона — вполне гармонично
На стенах — стенды с коллекциями ножей, оружейными компонентами, самодельным огнестрельным и иными видами оружия. Никаких макетов — все настоящее. Наглядность и доступность. И конечно — абсолютная реальность.
Обучающая практико-ориентированная площадка позволяет сочетать как классические, так и инновационные подходы в образовании. — Разнообразные локации позволяют отрабатывать как общие навыки следственной работы, так и готовить узкопрофильных специалистов, — пояснил в процессе презентации полигона начальник Института Следственного комитета Юрий Каменецкий.
О роли такого рода обучения высказался Председатель Государственного комитета судебных экспертиз Алексей Волков:
— Полигон — хорошая площадка для совместной подготовки следователей и экспертов, формирования и отработки навыков взаимодействия. В условиях переизбытка и доступности информации к ней нередко теряется интерес, в связи с этим требуется совершенствование форм подачи учебной информации».
Кстати, обучатся на таких интерактивных площадках, могут не только молодые следователи. Они актуальны и для опытных сотрудников, повышающих свою квалификацию, а также для проведения совместных занятий по отработке навыков взаимодействия с представителями правоохранительного блока страны.
Масштаб криминалистического полигона действительно впечатляет. Обучение — максимально практико-ориентированное. Потенциал — огромный. И все это — во благо развития белорусского следствия, уверенно стоящего на страже защиты прав граждан, и готового противостоять любым вызовам и угрозам безопасности соотечественников.
Отмечая значимость процессов внедрения новых технологических возможностей и накопленного опыта цифровизации в следственную деятельность, директор Национального центра правовой информации Республики Беларусь Андрей Мательский высоко оценил возможности криминалистического полигона по совершенствованию информационно-правового обеспечения деятельности следователей. По его словам, информационно-коммуникационные технологии в деятельности следователя сегодня приобрели статус не просто вспомогательных средств, но являются неотъемлемой составляющей оптимизации его труда. И обучаться данным технологиям возможно лишь на современных кибер-площадках, которой и является криминалистический полигон ведомства.