Закулисье Купаловского театра: кто поднимает занавес и заставляет декорации оживать

В мире театра есть герои, чья работа остается в тени. Но без их участия невозможно добиться нужного эффекта — магического притяжения сцены. Один из таких незаменимых людей — Евгений Петров, начальник машинно-декорационного цеха Купаловского театра, мастер, управляющий дыханием сцены. Он не выходит к зрителям, не срывает оваций, но именно благодаря ему оживают декорации, загорается свет и каждый спектакль начинается без сучка и задоринки.
Механика декораций
Когда Евгений говорит о своей профессии, в его интонациях слышится музыка. Как оказалось, наш собеседник восемь лет учился играть на баяне. Сегодня его инструмент – сцена, где вместо нот – безупречный тайминг, а вместо аккордов – точная механика декораций.

— Каждый спектакль – это живая партитура. Все должно звучать точно: чтобы задник вовремя опустился, а свет загорелся или окно распахнулось ни секундой раньше или позже – строго в нужный момент, в соответствующую реплику. Это тоже искусство, не менее тонкое, чем актерская игра.
Работа начальника машинно-декорационного цеха – это не просто о том, как «организовать сборку», здесь требуется самое настоящее мастерство управления пространством, временем и людьми.

— Моя задача – чтобы все было четко, ровно, чисто, — рассказывает Евгений. — От сборки до последних секунд спектакля – каждый сантиметр на сцене должен быть на своем месте. Это как точная геометрия. Все движение координируется с помощью небольшого, довольно неприметного пульта. Именно он – центр управления «полетом». По его команде запускаются штанкеты, опускаются занавесы, появляются окна, исчезают стены. Это сердце спектакля. Если вдруг режиссер не успевает отдать распоряжение – я рядом. Иногда секундная задержка может испортить эффект сцены, поэтому важно предвидеть каждый нюанс, каждый взмах руки, каждую смену света.
В Купаловском театре стартовал 106-й театральный сезон. Начался он с показа легендарной «Паўлінкі»

Без винтиков не взлетим
В театре, где все держится на командной работе, взаимозаменяемость – ключ к успеху.
— У нас каждый должен уметь больше, чем только выполнить поставленную задачу. Если кто-либо не справился, другой подстрахует. Закулисье – сложный механизм, и выпадение даже одного звена может создать угрозу всему спектаклю, — говорит Евгений Петров. — Зритель таких нюансов, может, и не заметит, но актеры обязательно почувствуют.

Евгений объяснил, что монтаж сцены – один из самых напряженных и ответственных этапов, особенно во время премьер. Если при повторных постановках все идет складно, как по маслу, то при работе над новым спектаклем для монтажа требуется целый день, а то и несколько. В это время занимаемся сборкой декораций, размещением светового оборудования. И только во время световых репетиций декорации начинают по-настоящему жить, становятся частью художественного пространства. Это позволяет попутно вносить коррективы, чтобы та или иная деталь не мешала свету или чтобы какой-то элемент был перемещен. Главное – гибко подстраиваться под художественную задачу.

Евгений Петров с улыбкой отмечает, что гастрольная жизнь иногда ставит перед ним довольно необычные задачи, требующие изобретательности и смекалки.
— Гастроли – это всегда вызов, — рассуждает он. — Иногда нужно вместить огромные декорации в, казалось бы, нереально маленькие объемы машин – и ты умудряешься это сделать. Мы разрабатывали целые схемы упаковки, словно собирали сложный пазл. Сборка – это всегда филигранная работа.
Подземелье, где рождается магия
Под сценой, в трюме, словно в скрытой лаборатории, устанавливаются декорации, прячутся тяжелые щиты и подъемники.
— Актер может возникнуть как из-под земли (через люк) или так же внезапно исчезнуть, если, к примеру, по сюжету его персонажа убили, — рассказывает Евгений. — Все сделано так, чтобы зритель даже не догадывался о том, что магия, которую он видит на сцене, имеет под собой механическую основу.

На вопрос, чем лично для него является театр, собеседник отвечает не задумываясь:
— Это живой организм. И в театральной среде нет второстепенных профессий. Убери одно звено – все рассыплется. Без костюмеров, гримеров, реквизиторов, технических работников не будет спектакля. Здесь каждый – часть сердца театра.
В тот момент, когда в зале гаснет свет, зрители замирают в предвкушении, а актеры прокручивают в голове начальные реплики и стараются унять волнение, где-то за кулисами находится Евгений Петров. Уже выверен секундомер. Полная сосредоточенность и готовность обеспечить техническую поддержку. Поднимается занавес – и волшебство начинается!
Рекомендуем


