Белорусский поэт о том, чем отличается западный бестселлер от настоящей современной литературы
Белорусский поэт Анатолий Аврутин с недавно прошедшего в Москве международного форума «Золотой Витязь» привез статуэтку за победу в жанре поэзии — за книгу избранных произведений «Временная вечность», куда вошли стихи из предыдущих сборников, написанных за 50 лет. А также золотой диплом, которым отмечен журнал «Новая Немига литературная», редактируемый автором. Мы встретились с мастером поэтического слова, чтобы поговорить о литературе.
— Анатолий, этим летом вы написали повесть, в которой встретились представители современной молодежи — Родион Раскольников и Наталья Гончарова. Каким образом отразятся на их судьбе известные имена и фамилии, мы сможем узнать после выхода повести в свет. Когда ждать новинку? И почему выбрали такую сложную тему с отсылкой к классике? Будут ли параллели с героями любимых писателей — Пушкина и Достоевского?
— Как и всякому сложному литературному произведению, этой вещи нужно дать какое-то время отлежаться, чтобы мне самому как автору взглянуть на написанное немного отстраненным взглядом. Поэтому с публикацией особенно не спешу, хотя сразу же получил несколько достаточно интересных предложений от литературных изданий. В первую очередь московских.
Не хочу сейчас вдаваться в художественные подробности повести, иначе читателю потом будет просто неинтересно. Раскрою лишь одну тайну — мои герои вполне современные люди, каких много среди нас. И фамилии известных литературных героев им достались совершенно случайно, они просто их однофамильцы. А дальше в ход вступает полумистическая теория о том, что, хотим мы этого или нет, но имя дается человеку не зря и тень судьбы легендарного однофамильца не может не оставить отпечаток и на собственных поступках героев…
— Поэты и прозаики абсолютно по-разному подходят к творчеству: кто-то сразу «дает по башке» своему читателю, кто-то, наоборот, оставляет тот или иной вопрос подвешенным в воздухе, чтобы мы додумывали. Как считаете, в поэзии и прозе для современных авторов осталось еще много нераскрытых или давно забытых тем?
— Совершенно убежден, что исчерпать тематику поэтических и прозаических произведений совершенно невозможно. Каждый новый талант, который появляется в литературе, даже на, казалось бы, давно известные вещи взирает по-новому. Самый классический пример — Лев Толстой, который не видел войны 1812 года, но спустя много лет после ее окончания написал «Войну и мир», произведение, равного которому по уровню и проникновению в события тех лет вообще нет в мировой литературе. То же самое могу сказать и о своих современниках — появится новый гений и скажет о давно известном так, как никто еще не говорил…
— Вы в основном пишете стихи для себя или других? Что сами читаете в данный момент и сколько времени в сутках посвящаете этому занятию? Какую любите литературу и какие жанры не приемлете? Читали ли вы произведения Владимира Соловьева (телеведущий)?
— За полвека творчества из-под моего пера вышли 24 книги, изданные в Беларуси, России, Германии и Канаде, отмеченные полусотней престижных литературных премий и примерно таким же количеством наград. Здесь и Национальная литературная премия Беларуси, и Большая литературная премия России, и недавно полученный в Москве «Золотой Витязь», и орден Франциска Скорины с одноименной медалью… Так что говорить о том, что я пишу исключительно для себя, не приходится… С другой стороны, настоящий писатель все равно любую вещь создает вначале действительно для себя — по своему пониманию и собственным внутренним ощущениям. И только позднее произведение это становится нужным кому-то еще… Или, в случае неудачи, не становится…
Читаю я много. Во-первых, это рукописи произведений, которые авторы предлагают для публикации в редактируемом мной журнале «Новая Немига литературная». Во-вторых, на столе всегда находится несколько самых любимых книг, к которым постоянно обращаюсь. Например, если не спится ночью, беру в руки томики Блока или Рубцова. Очень люблю прозу полузабытого ныне выдающегося прозаика Леонида Андреева, рассказ которого «Бездна» вообще считаю лучшим в отечественной литературе. Много читаю произведений коллег-современников, которые в силу ряда причин не столь известны широкой публике, но от этого не становятся менее даровитыми. Обожаю прозу Евгения Шишкина, стихи безвременно ушедшего Михаила Анищенко…
Из белорусских писателей ценю творчество Михася Стрельцова, с которым меня в свое время связывала, несмотря на разницу в возрасте и творческом опыте, крепкая дружба. Тележурналиста Владимира Соловьева уважаю как серьезного, хотя и далеко не всегда беспристрастного профессионала своего дела. А вот книг его в руки брать не приходилось…
— По-вашему, чем поэт и писатель-прозаик отличаются от историка, который пишет художественную литературу? И как написать патриотическую повесть, чтобы это было свежо и интересно для молодежи?
— Я бы по мере возможностей ушел от конкретных советов, так как творчество — дело сугубо индивидуальное и каждый истинный художник ищет собственные пути к успеху… В прозе ничуть не проще, чем в поэзии, просто манера изложения другая, требующая больше усидчивости… А когда речь идет о достоверном показе событий минувшего, и прозаик, и поэт просто обязаны быть своего рода учеными, владеющими предметом. Иначе им просто не поверят. Что, впрочем, ничуть не лишает чистых ученых-исследователей права при наличии, разумеется, таланта написать художественное произведение. Здесь просто стираются границы жанров…
— На Западе литература — это бизнес и достаточно процветающий. Сегодня Стивен Кинг зарабатывает огромные деньги, за произведениями Джоан Роулинг выстраивается очередь. Вы далеки от этого, но как считаете — правильно ли использовать маркетинговые ходы, заставлять читателя томиться в ожидании книги?
— Западная культура образцом для нас не может являться. Отечественная литература, и русская, и белорусская, никогда не были и в своих лучших образцах никогда не будут коммерческими проектами. Сегодня и в России, и у нас есть немало людей, ловко делающих деньги на женских романах, порно-триллерах, заурядной чернухе и разного рода боевиках. Многих из них даже на полном серьезе именуют писателями и вручают престижные премии, вплоть до окончательно дискредитировавшей себя «нобелевки». Но главного — глубокого исследования человеческой души и мучительного поиска ответов на извечные вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?» вы в этих произведениях все равно не найдете. У этих авторов иная задача — показать читателю не самые светлые стороны человеческой души, а наоборот — указать наиболее легкий путь к наживе, обогащению, славе. Не брезгуя при этом использовать в качестве инструментов для достижения цели самые низменные человеческие пороки. Недаром в таких книгах такие понятия, как патриотизм и любовь к Родине, считаются едва ли не ругательствами… И до той поры, пока человечество не поймет, что совершило серьезнейшую ошибку, отодвинув настоящую литературу на обочину и перестав вслушиваться в то, что пророчат истинные творцы, многие проблемы нравственного порядка так и будут, как ржавчина, разрушать становой хребет общества.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!