«И вылечить, и продлить жизнь». Почему не нужно бояться диагноза рак
Продолжаем нашу постоянную рубрику о способах лечения онкологических заболеваний и передовых разработках отечественной медицины в борьбе с раком.
Сегодня наш собеседник — врач высшей квалификационной категории, доктор медицинских наук, профессор, директор государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н. Н. Александрова» Сергей Поляков — ответит на вопрос, почему не нужно бояться диагноза рак, расскажет о том, уступает ли отечественная медицина зарубежной в вопросах лечения онкологии и даст практические рекомендации как уберечься от этого заболевания.
Как выявляют рак
— На ваш взгляд опытного онколога, по какой причине возросло число этого вида заболеваний?
— Да, число выявленных заболевших увеличивается, происходит это в силу разных причин — прежде всего, потому что население становится старше. А как мы знаем, злокачественные новообразования — это преимущественно болезнь пожилых людей. Чем дольше живет человек, тем выше его шанс дожить до онкологии. Одним из факторов, влияющих на рост цифр заболеваемости раком, является совершенствование системы здравоохранения, качественная и доступная диагностика. Сегодня люди стали более внимательны к своему здоровью, возможность пройти всестороннее обследование и качественную диагностику есть у каждого жителя нашей страны. В Беларуси действуют программы диспансеризации, скрининга, это также влияет на выявляемость онкологических заболеваний.
Также очень важно рассматривать такой показатель, как соотношение количества выявленных заболеваний и умерших от этой болезни. Несмотря на то что число заболеваний увеличивается с каждым годом, смертность от этой болезни постоянно снижается, а это свидетельствует о высоком уровне отечественной медицины и широких возможностях лечения онкологии в нашей стране. С диагнозом рак люди сегодня живут гораздо дольше, нежели десятки лет назад. Статистика сердечно-сосудистых заболеваний менее оптимистичная, но почему-то диагноза инфаркт или инсульт люди боятся меньше, чем рак.
Разбиваем стереотипы
— В нашем обществе все еще есть стереотип — самые сложные заболевания можно вылечить только за рубежом, так ли это?
— Различные зарубежные клиники обладают разными возможностями. Лечение заболевания — это бизнес, любой пациент приносит клинике доход. Не хочу никого разубеждать, но не всегда все то, что блестит – это золото. Но уверяю, что результаты лечения пациентов, которые мы имеем в нашей стране ничем не уступают результатам лечения в европейских и американских клиниках. Но вместе с тем если медицинское сообщество Беларуси понимает, что какой-то редкий вид лечения здесь невозможно оказать, то комиссия при Министерстве здравоохранения может направить пациента за рубеж, но такие ситуации крайне редки и связаны с подбором доноров, когда невозможно найти такового в нашей стране. В плане лечебных процессов мы обладаем всем арсеналом методик и практик. За исключением протонной терапии — особого вида внешней лучевой терапии, который позволяет облучить вновь появившуюся опухоль с минимальным повреждением тканей. В этом случае мы направляем пациентов в протонный центр города Димитровграда Ульяновской области, где наши граждане бесплатно проходят лечение в рамках программ и проектов Союзного государства в сфере здравоохранения. Сказать, что что-то чудодейственное в лечении онкологии происходит в Германии или Израиле я не могу. Более того, на общем фоне возможности отечественной медицины выглядят не только не хуже общемировых, но в ряде случаев мы превосходим зарубежные клиники по возможностям и результатам лечения. Может быть бытовые условия отличаются, но это не так важно, да и наши отделения и палаты также на высоте, комфортному пребыванию больных в РНПЦ уделяется пристальное внимание.
Вся информация о числе и случаях злокачественных образований, выявленных у пациентов в медучреждениях Беларуси, аккумулируется в такой системе как Канцер-регистр, которая ведется еще с 70-х годов прошлого столетия. Более половины пациентов состоят на этом учете более 5 лет, но это не значит, что люди с онкологией живут именно столько. 5-летний период взят за основной критерий, который показывает эффективность работы онкологов. Таким образом, это подтверждает тот факт, что рак не означает быструю смерть, он излечим. А есть случаи, когда человек прооперировался и забыл об этой болезни.
За спасением жизни — в Беларусь
— Давайте рассмотрим обратную ситуацию – известно, что все больше иностранных граждан выбирают Беларусь, в частности ваш центр местом лечения онкологии…
— Да, с каждым годом все больше россиян приезжают за качественным лечением, наши специалисты вызывают большое доверие у иностранных пациентов. В России пока не используется CAR-T-терапия, и за этим видом лечения к нам приезжают соседи. Часто пациенты приезжают на лечение и операцию к определенному врачу. Интерес к различным видам наших медицинских услуг из года в год возрастает.
— Не ошибусь, если скажу, что врачи-онкологи – самые большие оптимисты. Давайте обнадежим всех тех, кто знает, что такое рак и расскажем, что даже на 4-й стадии удалось его победить.
— Важно, что сегодня в современном обществе люди стали более открыто говорить о своих болезнях, тема онкологии перестала быть табуированной. Это важно, что ваше издание поднимает тему новообразований и способов ее лечения в нашей стране. Сегодня есть понимание, что эта болезнь лечится, злокачественная опухоль преодолима, люди, которым когда-то был поставлен такой диагноз живут долго, как те, у кого, например, диагностирован сахарный диабет.
Сегодня все чаще речь идет о психологической поддержке людей с онкологией, у нас есть отделение, специалисты которого в любой момент могут оказать такую помощь пациентам.
В моей врачебной практике и в практике множества моих коллег немало примеров того, как люди с 4-й стадией рака уходили в глубокую ремиссию, жили и живут долго, полноценно и качественно. Качество жизни — это второй важнейший критерий, которому после выживаемости мы должны следовать. Часто бывает так, что, когда человек начинает лечиться, используются один вид препаратов и методов лечения, спустя годы появляются другие, более эффективные. Медицина развивается, появляются новые способы лечения злокачественных новообразований, человек понимает, что у него есть альтернатива, приходит четкое осознание, что рак — не приговор.
— Дайте совет, как защитить себя от злокачественных заболеваний?
— Это очень важный и правильный вопрос. По каждой болезни, по каждому виду рака есть свои рекомендации. Не нужно пренебрегать возможностями вакцинации, к примеру, от ВПЧ. Пока этот вид вакцинации не входит в минимальные социальные стандарты, но сегодня Министерство здравоохранения Беларуси активно над этим работает. Девочки, вакцинированные от ВПЧ, обеспечивают себе достаточно прочную защиту от заболевания раком шейки матки. В качестве универсальной рекомендации могу посоветовать людям, начиная с 45–50 лет проводить ежегодные обследования, выполнять рекомендации в рамках диспансеризации и скрининговых программ. Здоровый образ жизни, отказ от курения, физическая активность и правильное питание добавят вам очков в борьбе за долголетие. Но тщательная диагностика и ежегодное обследование различных органов после определенного возраста должны войти в привычку. Всем пора понять, что диспансеризация – это не прихоть врачей, это требование времени. По сути здоровье человека во многом зависит от него самого — пройти ежегодный чек-ап это не очень сложно и затратно. Обнадеживает тот факт, что медицинская наука активно развивается, появляются новые вакцины, которые призваны нас защищать от серьезных заболеваний, по сути время работает на нас. Важно жить активной полноценной жизнью, не бояться онкологии и заботиться о себе.
МРТ 3 Тесла ищет патологию
Государственная социальная политика Беларуси предполагает бесплатное лечение онкологических заболеваний для любого гражданина страны. Но мы же с вами понимаем, что ничего бесплатного не существует — для человека лечение проводится безвозмездно, его в полном объеме оплачивает государство, даже не страховые компании. Именно государство берет на себя затраты на лекарства, расходные материалы, использование медоборудования, работу врачей, содержание и ремонт помещений, где проходят лечение пациенты. И хотелось бы подчеркнуть, что за словом «бесплатно» прячется колоссальная деятельность государства в обеспечении своих граждан качественными и действенными медицинскими услугами. Отмечу, что в мире не так много стран, в которых государство берет на себя 100-процентные расходы по лечению онкологических и других видов заболеваний. Огромный государственный вклад в сферу здравоохранения в общем, и в онкологическое направление в частности, отмечают наши коллеги из многих стран постсоветского пространства и Европы. Только за последние два года в медучреждения нашей страны закуплены 8 линейных ускорителей для проведения эффективной лучевой терапии для облучения опухолей, в такой терапии нуждается значительное число заболевших раком. Стоимость каждого такого аппарата исчисляется миллионами евро.
— Как руководитель республиканского научно-практического центра онкологии и медицинской радиологии хотел бы заострить внимание на том, какую значительную поддержку оказывает государство в вопросах обеспечения нашего учреждения самым передовым медицинским оборудованием. В этом году мы получим новый МРТ-аппарат 3 Тесла, таким образом только в нашем центре будут использоваться 4 магнитно-резонансных томографа, 5 компьютерных томографов, 3 аппарата ПЭТ-КТ. Все это оборудование в рабочем состоянии, эффективно используется и помогает определить точные диагнозы. В полном объеме мы обеспечены лекарственными средствами, даже дорогостоящими последними разработками фарминдустрии. Широкие возможности достигнуты в молекулярно-генетической лаборатории канцерогенеза, центре позитронно-эмиссионной томографии. Сегодня ведется модернизация аппарата Гамма-нож, который используется в лучевой терапии для выполнения радиохирургии образований головного мозга. Мы единственная страна постсоветского пространства, кто смог внедрить и успешно использовать терапию CAR-T-лимфоцитами, которая признана одной из самых перспективных и эффективных и представляет собой способ лечения онкологических больных при помощи своих же иммунных клеток, извлеченных из организма заранее, специальным образом подготовленных и введенных повторно в кровь в качестве лекарства, — отметил Сергей Поляков.