ЕС доигрался: китайский автопром передумал в него инвестировать
Средства массовой информации Союзного государства (и мы в том числе) неоднократно затрагивали тему попыток США различными жульническими методами вытеснить с мирового рынка крупные авто- и IT-компании. У американцев это не получилось. Осознавая свой провал, они взяли в оборот бесхребетные правительства европейских государств и дали им отмашку всеми силами приостановить экспансию вендоров (прежде всего — автомобильных) из КНР в ЕС.
Поражение с далекоидущими последствиями
По данным международных аналитических агентств, в 2023 году 40% новых электромобилей (а это около 600 000 машин), проданных в Европе, были поставлены из Китая. Модели из КНР интересовали (интересуют и сейчас) европейцев зачастую больше, чем автомобили родных брендов. Присутствует в ЕС и американский бренд Tesla — прямой конкурент китайских «электричек». Пока он — самый популярный среди любителей электрических авто. Естественно, политики и экономисты из США осознают, что это ненадолго… На руку им играет и кризис в немецком автопроме — совсем недавно концерн VW сообщил о закрытии трех заводов и сокращении работников. Нужно срочно что-то делать! Не получается обойти китайцев в конкурентной борьбе, будем включать с помощью стран-рабов в Европе экономические механизмы.
На днях Европейский союз принял решение повысить ввозные пошлины на китайские электромобили до 45,35%! Комиссия, курирующая торговую политику ЕС, официально заявила, что новые тарифы необходимы для противодействия несправедливым, по ее мнению, действиям властей КНР в части поддержки своих производителей по их выходу на новые рынки и выпуску машин на чистой энергии. Чиновники отметили, что производственные мощности Поднебесной в размере 3 млн электромобилей в год превышают общий рынок ЕС. А это значит, китайские машины со временем могут занять весь сегмент популярного транспорта. И действительно, в США и Канаде действуют стопроцентные пошлины на ввоз «электричек» из КНР, так почему Евросоюзу нельзя ломануть тарифную планку и практически закрыть свой рынок для конкурентов?
Введению пошлин предшествовали ожесточенные баталии, в которых представители BMW, Mercedes-Benz и Volkswagen (эти три концерна имеют интересы и заводы в КНР) не поддержали увеличение тарифов. Казалось бы, новые цифры должны помочь им отвоевать местный рынок, почему они против? Но бизнесмены от автопрома думают шире политиков. Компания «Мерседес» публично заявила: «Мы твердо верим, что компенсационные тарифы ослабят конкуренцию в долгосрочной перспективе. Свободная же торговля и честная конкуренция принесут процветание, рост и инновации всем сторонам. Поэтому мы считаем, что введение компенсационных пошлин, предложенное Еврокомиссией, является ошибкой, которая может привести к далеко идущим негативным последствиям. Мы призываем Европейскую комиссию отложить реализацию данных мер. Компания Mercedes-Benz всегда поддерживала свободную торговлю, основанную на правилах ВТО». И действительно — есть Всемирная торговая организация со своими законами, есть осознанное понимание того, что подавление конкуренции негативно отражается на отрасли. Вводить драконовские пошлины нельзя! Но куда там — у Евросоюза наличествует неформальное указание Штатов на развязывание экономической войны с Китаем и присутствует огромное желание спасти свою автомобильную промышленность, плевав на интересы потребителей.
Естественно, Министерство торговли КНР, как сообщает агентство Reuters, не оставило такой недружественный со стороны ЕС ход без внимания и сразу же провело встречу с участием своих автопроизводителей (Geely, BYD, SAIC и других), рекомендовало приостановить инвестиции, включая строительство заводов, в страны, поддержавшие повышение пошлин. Такое решение китайских чиновников может, с одной стороны, вынудить Евросоюз пересмотреть пошлины (ведь отказ марок из КНР от многомиллиардных вложений больно ударит по экономике ЕС), а с другой — побудить автоконцерны Поднебесной срочно искать другие страны для инвестиций и изменить направления экспорта.
Да, авторынок Европы очень важен для производителей из КНР, он — один из ключевых, но ведь есть и другие страны, которые с удовольствием примут азиатских инвесторов и их продукцию. К тому же, перепроизводство машин в Китае и поиск страной новых торговых партнеров могут способствовать снижению цен на электромобили: покупатели от этого только выиграют.
Так кто же победит в новом витке торгово-экономической войны — близорукие шаги политиков США вместе с подконтрольными им чиновниками из ЕС или трезвомыслящие стратеги КНР? Логично предположить, что последние. Америка уже выстрелила себе в ногу, подталкивает сделать это и Европу. Китайцы же в опрометчивых поступках не замечены и живут, принимая решения и ведя бизнес, не одним днем, а выстраивают экономические дорожные карты на годы вперед.