Стартовали учения «Президент-2030» – политолог рассказал о задачах нынешней избирательной кампании
В Беларуси идут выборы, но можно сказать, что они и не заканчивались. В неполную пятилетку уместилась эпидемия, массовые беспорядки, вход ОДКБ в Казахстан, конституционный референдум и три года войны на Украине. Читатели «МП» так интересно никогда не жили, а иные наверняка запамятовали, что в этом году в стране выборы уже проходили – в феврале на едином дне голосования избрали парламент и местные советы.
Поэтому выбор нам приходится делать если не каждый день, то уж точно – ежедневно наблюдать за неудачным выбором соседей. Выбор, к слову, бывает не только на избирательном участке, как в Молдове или Грузии, но и в штабах – это когда войска бросают штурмовать Курскую область вместо обороны Донбасса, или в высоких кабинетах – когда сворачивают мирные переговоры и выбирают западные деньги. А вот на поле боя выбора уже нет – мельницы судьбы мелят медленно, но верно, и цепочка чужих решений (или, как вариант, собственного многолетнего устранения от политики, где «моя хата с краю») заканчивается для простого солдата в ближайшей лесопосадке.
Так всего за десять лет система Януковича, которая внешне не сильно отличалась от нашей: те же люди, тот же язык, те же проблемы, тот же борщ, те же песни – превратилась в другую планету, которая движется к катастрофе. Какая-то бредовая жизнь там еще есть, но только потому, что эту жизнь поддерживают зеленые человечки с долларов. На таком фоне белорусскому избирателю даже сложно что-то предложить, кроме «чтобы не было войны» («…и цирка» – добавим мы), потому что иные обещания несбыточны, а другие от нас мало зависят.
Настоящих буйных мало
Тем не менее, белорусский ЦИК по-философски (и с терпеливыми комментариями для сирых и убогих, что нельзя присылать документы по электронной почте из Польши, их не примут) проводит регистрацию групп будущих кандидатов. Среди которых уже есть и женщины, и мужчины (знакомые и не очень), и нет только интриги. В победе кандидата номер один знающие люди не то что не сомневаются, но, скорее, даже выдохнули с облегчением, когда Президент объявил, что будет баллотироваться.
Скажем честно, внешний момент сейчас довольно мрачный: ожидается большая война в Евразии против Ирана, экономическая блокада КНР со стороны США и еще минимум год боевых действий на Украине, поэтому желающих порулить белорусским кораблем в этом шторме надо искать днем с огнем. Они, конечно, есть, но ни у кого из подающих надежды или хотя бы документы в ЦИК нет ни личных отношений с Путиным, ни опыта работы с очень непростыми китайцами, ни четкого понимания, что стоит за улыбчивой и лживой западной дипломатией. Поэтому действующего Президента, теоретически, можно заменить на техническую фигуру (ведь даже в этом случае он нас не бросит, а останется председателем Всебелорусского собрания), но делать это ради шоу, видимости «перамен» и одобрения ОБСЕшников никто не будет. Момент явно не тот.
Поэтому экзамен, скорее всего, будет сдан автоматом. Это не значит, что предвыборной агитации совсем не ожидается – первому номеру все равно нужна кампания «от двери к двери» или, в белорусских реалиях – от района к району на вертолете. Но это будет обычный рабочий график ПРБ, а не марафон в стиле западных пиар-кампаний, где кандидата выбирают за яркие цветные носки, красиво снятый сериал, смешные шутки, умение прикинуться на камеру парнем из народа и «потому что он молодой».
Подтягиваем приводной ремень
Так что Президент явно спокоен как удав. А вот кому придется напрячься, так это белорусским общественным организациям и партиями. Наша система так устроена, что сейчас мы проводим что-то типа учений на случай того, если выборы рано или поздно пройдут без первого номера. Поэтому важны здесь не персоналии все остальных кандидатов в бюллетенях (вот они, как раз, легко заменяемы), а те организации, которые за ними стоят и обеспечивают кампанию – то есть общественные объединения. И если кандидатов от них кто-то может и не знать, то сами объединения в народе хорошо известны, умещаются на пальцах двух рук плохого токаря, и каких-то новых в ближайшее время среди них не появится.
Поэтому Президент с интересом смотрит на своих сторонников: а что вы сможете без меня с вашим собственным кандидатом? Что умеет Запад, мы уже видели в 2020-м, а что умеют наши белорусские политтехнологи, и есть ли они вообще? Поэтому отсидеться за спиной у Батьки и свалить все на Украину (мол, народ и так проголосует за мир, никуда не денется) ни у кого не получится. В народ пойдут сборщики подписей, на пикеты – агитаторы, журналисты – на лекции в коллективы, а депутаты – на предприятия. В советское время все это называлось приводными ремнями, которые двигали политику в народ.
И в этом суть нынешней кампании, которая не будет ни длинной, ни особо интересной. Из нового мы ждем мы разве что провокаций: массовых компьютерных взломов, атак беспилотников, залетов ракет и маневров техники на границе. Но все это удовольствие нам могут устроить без всяких выборов и вообще какой-либо привязке к дате, что за три года войны уже происходило неоднократно. Понятно, что командование ВВС и ПВО на календарь избирательной кампании не смотрит – у них постоянная боевая готовность.
Учения «Президент»
Поэтому как к учениям рекомендуем относиться к выборам и мы. Они важны, нужны, как и любые учения, но легенда в них заранее известна, и в конце должны победить красные, а не синие. Более сложный вопрос, что делать красным после победы – мир сегодня меняется настолько кардинально, что считать надо уже не на год вперед и даже не на пять, а сразу на 10. Условно, если Польша построит нам бетонную стену а-ля Берлинская по всей западной границе и закроет транзит – будет ли у нас свой коридорчик, чтобы возить белорусские грузы и куда?
Умные люди сейчас над этим работают, равно как и наши союзники в России, Иране, Китае, Индии, Саудовской Аравии и Африке. Потому что устойчивость любой системы – не важно, белорусской, эфиопской и какой угодно – обеспечивается не одним человеком с определенной фамилией, а внутренней справедливой моделью распределения и нормальными внешними связями с другими государствами. Если у вас есть только первое, то можно получить санкции и изоляцию, а если нет ни первого ни второго, то локальную войну, по типу СВО, где очередной Саакашвили съест галстук и улетит в Майами, а благодарные потомки будут разгребать ситуацию еще лет 15.
По этому поводу есть известная русская поговорка (которая вполне могла быть и поговоркой Союзного государства), что, мол, не в свои сани не садись. Но Президент тем и отличается от всех остальных любителей саней, которые разбираются в политике и футболе, что он имеет некую стратегию действий, которую, как в карточной игре, открывает лишь частично и только по факту. Потому что нехорошие люди за западным столом внимательно смотрят, что и как мы будем делать.
Причем есть, конечно, целые институты со специально обученными экспертами, которые напишут вам хоть программу освоения Марса, а не то что план избирательной кампании и программу социально-экономического развития. Но в президентской республике итоговый выбор все равно делает один человек – и в условиях войны и слома мира это настолько чудовищная ответственность, что в некоторые сани лучше не то что не садиться, но даже не стоит на них смотреть, несмотря на объявленные выборы и всяческий разгул демократии.
Понятно, что не вечны ни сани, ни те, кто в них едет, ни снег, который обеспечивает скольжение подальше от пропасти – но пока ничего лучшего среди белорусских политиков не просматривается. Это как если бы шестиклассников посадили решать задачи для 11 класса – они-то, может, и хорошие парни, но им нужно еще пять лет поучиться, чтобы сидеть за одной партой с Си Цзинпином, Эрдоганом, Владимиром Путиным и Трампом. Так что изо всех сил белорусские руководители и будут учиться всю будущую пятилетку, которая стартует вместе с выборами. Ключевые битвы у нас впереди, а главной кампанией станет вовсе не нынешняя, а президентская в 2030-м, контуры которой сейчас и закладываются.