Вместо Мюнхена будет Минск: как строится новая система безопасности в Евразии
Старожилы помнят Мюнхенскую конференцию по безопасности, когда после Карибского кризиса два блока, пусть упершись в броню танков и скрипя зубами, но все-таки разговаривали. Правда, в Мюнхене шел в основном диалог американцев с европейскими союзниками, которых вызывали на ковер, а те отбрыкивались от очередных «першингов».
Но сейчас не осталось даже механизмов сдерживания внутри НАТО — по уровню контактов в сфере безопасности мы отброшены к 1930-м годам, когда ни одна международная структура никому ничего не гарантирует, а коллективные договоры либо не соблюдаются, либо из них открыто выходят.
Но есть надежда, что вместо Мюнхенской конференции у нас теперь будет Минская. Проводится она уже второй раз и по своим задачам ориентирована не на двухполюсное военное противостояние, а на совместную мирную работу в Евразии. Заявленная общая цель — снизить уровень военных угроз на континенте, для чего нужно срочно решить вопросы, связанные с неэффективностью СовБеза ООН, незаконными санкциями, перекрытой логистикой, нарушенным транзитом и размещением в Европе ядерного оружия.
По сути, это сигнал джентльменам в пробковых шлемах, что Евразия из набора «стран третьего мира» и «объекта» за 30 лет превратилась в коллективный субъект. На конференции заявлен и наш программный документ — Евразийская хартия многополярности, видимо, названная по аналогии с Атлантической хартией 1941 года, которая соединяла антигитлеровскую коалицию. Такая же, только антиамериканская, намечается и в Евразии, хотя никто из ее участников воевать с США не хочет. Это, скорее, декларация наших возможностей — участники показывают, что представляют большую половину планеты и поэтому будут либо создавать собственную правовую базу для континентальной безопасности, не считаясь с западными действиями, либо (что более желательно) построят планетарную модель более справедливого многополярного мира. Где в перспективе не будет ни монополии доллара и SWIFTа, ни западного технологического контроля, ни цветных революций, ни войн с участием западных сателлитов.
Об этом, по сути, и была программная речь белорусского Президента на конференции. Минск сегодня является подходящей площадкой для контактов, потому что имеет одинаково хорошие отношения со всеми игроками в Евразии, да и с Западом напрямую не воюет. Более того, помимо общих рассуждений о плохих США, сегодня у нас есть общий евразийский проект — сухопутный коридор «Север — Юг» от Санкт-Петербурга до Индии, где после начала СВО и мирового кризиса логистики совпали интересы почти 3 десятков стран.
Обеспечить безопасность мировой торговли
«Север — Юг» — это своего рода новый путь «из варяг в греки», особенно на случай, если американцы своим флотом перекроют Суэцкий канал или Малаккский пролив (горло бутылки между Тихим и Индийским океанами). И если вокруг пути «из варяг в греки» возникла Древняя Русь, то вокруг нового сухопутного коридора через Иран и Каспий сейчас возникает неформальный клуб государств, объединенных в СНГ, ШОС, ОДКБ и ЕАЭС.
По своей сути это совершенно разные игроки, но зато с единым интересом — сохранять суверенитет, по возможности не воевать и получить от Запада гарантии военного невмешательства в их дела. Другой вопрос, что белые господа еще со времен Горбачева ничего не хотят записывать на бумаге и каждому племени индейцев обещают что-то свое на ушко. Как только в стране меняется власть, под нее тут же кроят новые условия, выгодные США (ружья в обмен на бусы), без оглядки на то, что было раньше, и мнения других игроков. Так был, к примеру, накачан военный потенциал Украины, а сейчас Евразию ждет новая война на Ближнем Востоке против Ирана. Явно, что Китай и Россия всеми силами стремятся ее избежать (для коридора «Север — Юг» это катастрофа) и прилагают дипломатические усилия, чтобы показать США, насколько все плохо и как американцы объединили весь мир против себя.
Президент Беларуси как хозяин конференции, победитель «цветной революции» у себя дома и участник переговоров по Украине выступал ярко, потому что предмет знает. Понятно, что по уровню конфронтации с США страны Евразии очень неоднородны (та же Индия — вообще союзник НАТО), но мы все показываем, что не стремимся затянуть друг друга в мировую войну на стороне России, а хотим, наоборот, разрядки. Перефразируя классика: не спрашивай, против кого ввели санкции, потому что завтра их введут против тебя.
И поскольку действия США и НАТО не лезут ни в какие ворота, это отворачивает от них союзников и прибивает их к Китаю и России. В плане тактики такая конференция — это щелчок по носу Демпартии и подарок Трампу, который сможет сказать, что в результате происков сонного деда и его бодрых гномов-помощников, типа Салливана, США ждет катастрофа во внешней политике. «Смотрите, да она уже наступила, плохие парни объединились», — может кричать Дональд, нажаривая картошку в Пенсильвании. И, что характерно, будет прав, потому что еще из физики известно, что сила действия равна силе противодействия.
В нашем случае США с проектом «АнтиРоссия» получили настолько мощные последствия, что «европейский выбор» уже связывают с войной даже в Молдове и Грузии, которые ранее считались чуть ли не прозападными. Вопрос только в том, как этой ситуацией воспользоваться, пока Акела промахнулся. Потому что в случае победы Трампа США, конечно, ждет внутренний кризис лет на 5, но затем и отстройка, которая сделает их еще жестче и опаснее. Так что у Евразии пока есть время и ресурсы, чтобы принимать решения и проводить конференции — но у нас этот ресурс пытаются забрать войной и санкциями.