Первый советский «Оскар» и война. Как в центральный регион пришел и развивался кинематограф
«Важнейшим из искусств для нас является кино», говорил Владимир Ильич. Вождь мирового пролетариата вкладывал в эти слова особый смысл, понимая, что синематограф — мощнейшее средство пропаганды. Но народ полюбил кино не только за это: оно показывало другую, неведомую простому труженику жизнь. Поэтому в кинотеатры шли толпой: страждущих посмотреть «фильму» было чрезвычайно много.
Кстати, в Беларуси первые кинотеатры, или «электротеатры» появились еще в 1900 году. Минская область подтянулась чуть позже — в том же Борисове в 1910 году уже работал кинотеатр «Лира». Только представьте, что творилось в день его открытия… А действительно, что? И вообще: когда на Минщину пришел кинематограф? За ответами идем туда, где их знают наверняка — в Государственный архив Минской области.
Самый доступный вид досуга
… Высоченные полки, сверху донизу заставленные книгами, папками, журналами. Для несведущего человека все это — гора абсолютно неинформативной макулатуры, не более. Но для ведущего архивиста отдела использования и публикации документов Государственного архива Минской области Татьяны Анпилоговой — это сокровищница уникальных материалов, хранящих тайны синематографа.
В деле по приему в члены КПСС Николая Еременко-старшего есть его автобиография. Там знаменитый актер указал дату рождения 20 июня 1923 года. Тогда как во всех источниках в интернете указано, что Еременко ст. родился 17 июня 1926 года.
— Началом развития кино в Беларуси принято считать 17 декабря 1924 года — в этот день было создано Управление по делам кино, или Белгоскино. В стране работало много кинозалов, но большинство принадлежало частным предпринимателям — и лишь небольшая часть находилась на балансе госведомств, — рассказывает Татьяна Анпилогова.
И все же кинотеатры, кинозалы на первых порах своего развития были доступны, как правило, жителям больших городов. А что сельчане? Получается, о такой форме досуга, как кино, они могли только мечтать?
— Вовсе нет! Деревни Минского округа обслуживались кинопередвижками: это такие портативные киноустановки, с помощью которых можно было демонстрировать немые и звуковые фильмы для относительно небольшой аудитории. Показы организовывались на улице или в помещении, — говорит ведущий архивист. — Это было гораздо выгоднее, чем строить кинотеатры в населенных пунктах, где проживает 200-300 человек. А так: сегодня кинопередвижка дает «фильму» жителям небольшой деревни Узденского района, завтра — везет в поселок. За каждой кинопередвижкой были закреплены свои подшефные деревни.
С 20-ых годов число кинопередвижек стремительно росло. В целом развитию кино, особенно на местном уровне, уделялось огромное значение. Если в 1926 году в Минском округе работало 3 кинопередвижки (в Заславском, Шацком и Узденском районах), то в 1927 к услугам населения уже было 11 кинопередвижек и 12 стационарных кино.
— Пройдет два года, и самым важным видом искусства будет охвачено уже все население области: по деревням курсировало 35 кинопередвижек, работало 74 стационарных кино, — Татьяна Анпилогова показывает документ, датированный 1929 годом. — Как видите, больше всего повезло жителям Минского района: 15 кинопередвижек и 47 стационарных кино! В Борисовском районе работало 9 «стационаров» и одна кинопередвижка. А вот в Руденском — всего одна передвижка на весь регион. Нагрузка на нее была колоссальная: около 20 сеансов в месяц!
«Когда у нас будет белорусская кинофильма?»
С разрешения ведущего архивиста мы заглянули в список фильмов, которые в конце 20-ых годов демонстрировались на кинопередвижках жителям Минщины.
— В репертуаре — 77 лент, исключительно советского производства. О чем снимали кино в 1924-1927 годах? Фильм «Банда бацькі Кныша» рассказывает о чекистах, которые под видом банды Кныша врываются в небольшой город прифронтовой полосы, только что освобожденный Красной Армией. Здесь все еще орудуют «белые», которых переодетые чекисты провоцируют к открытым совместным действиям. Главный герой фильма «Асабняк Галубіных» — Николай Скворцов, участник Первой мировой войны, заболевает туберкулезом и попадает в здравницу, которая находится в бывшем особняке Голубиных. Здесь между ним и местной девушкой возникают чувства. Восстанию матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» посвящен фильм «Браняносец Пацёмкін».
В 1959 году в Минской области появилось 98 новых киноустановок. В том числе был введен в эксплуатацию кинотеатр в Слуцке на 340 мест, кинотеатр в Борисове на 200 мест и сельский кинотеатр в поселке Станьково Дзержинского района на 200 мест. Также начали работать 11 автокинопередвижек — для показа в деревнях кинофильмов в дневное время.
Многие фильмы из этого списка не сохранились, говорит Татьяна Анпилогова. Но нас интересовало другое: а белорусское кино в репертуаре было?
— А как же! В 1926 году состоялась премьера
черно-белого, немого фильма «Лесная быль» — первой ленты советского кинематографа. В течение 1927 года «Лесную быль» показали во всех кинотеатрах области, на всех кинопередвижках.
К слову, съемки первого белорусского фильма тоже проходили на Минщине. А вот непосредственно работа над лентой была начата с вопроса «Когда же, наконец, у нас будет белорусская кинофильма?». Его в редакцию газеты «Савецкая Беларусь» прислал один из неравнодушных читателей. Писем с таким содержанием было немало, что и послужило сигналом к действию. Скоро начались работы по созданию картины.
Перед режиссером будущей киноленты стояла непростая задача — найти тему и материал, важный по значимости и историческому событию в жизни народа. В итоге фильм было решено посвятить борьбе против польской интервенции. Подробно об этих событиях рассказывала повесть «Свинопас» Михася Чарота.
6 июля 1926 года в белорусских газетах появилась новость: в Минск из Москвы приезжает киногруппа во главе с режиссером Юрием Таричем, чтобы начать работу над фильмом «Свинопас». У Тарича была задумка сделать ленту максимально достоверной, плюс насытить ее белорусским фольклором, показать быт обычных крестьян. Во главе картины был все тот же паренек- свинопас Гришки, который впоследствии становится партизаном. Чтобы показать размах истории, фильм было решено переименовать в «Лесную быль». Кстати, ассистентом Тарича стал знаменитый Владимир Корш-Саблин, один из основоположников белорусского кино.
Натуральные съемки проходили в усадьбе Чапских, что в деревне Прилуки Минского района. Имение хорошо сохранилось, поэтому специальных декораций не потребовалось. Костюмы для актеров позаимствовали у крестьян, а приглашенные в массовку сельчане приходили на съемки в своей одежде. Непрофессиональных актеров, кстати, требовалось очень много — ведь нужно было показать массовое народное движение. В итоге в «повстанцы» шли жители деревень Падгай, Русиновичи Минского района и других. В роли польских легионеров снялись курсанты Объединенной белорусской военной школы Минска.
Фильм получился максимально правдоподобным: не в последнюю очередь благодаря крестьянам из массовки — в свое время они участвовали в партизанских боях, по просьбе Тарича показали места своих бывших засад. Там и проходила часть съемок.
Премьера «Лесной были» состоялась 25 декабря 1926 года в только что открытом кинотеатре «Культура». В тот день был жуткий мороз, но люди выстаивали многочасовые очереди, чтобы купить билет на сеанс. На премьерный показ позвали и сельских актеров — Юрий Тарич, выступая перед показом картины, поблагодарил жителей деревень за то, что помогли сделать фильм и приехали на его показ.
— Первый белорусский фильм стал настоящим культурным событием в БССР, — уверяет Татьяна Анпилогова.
Кстати, «Лесную быль» было решено показать и зарубежному зрителю. Картину отправили в Австрию, Латвию и Чехословакию, но цензура запретила фильм к показу. Зато в БССР, как и других советских республиках, «Лесная быль» имела оглушительный успех.
Показы показами, но по карману ли жителям области было такое удовольствие? По словам Татьяны Анпилоговой, первые киносеансы в деревнях Минской области были бесплатными.
— А вот уже с 1927 года частично вводятся платные сеансы. Билеты стоили от 15 до 20 копеек в городах и местечках и 5-10 копеек по районам. Школьникам поход на «фильму» по-прежнему был бесплатным. Часть средств от платных сеансов шла на оплату транспортировки киноаппаратов, часть поступала в фонд премирования лучших киномехаников.
Культурная нагрузка на колхозы
В предвоенные годы состояние киносети области было далеко не идеальным. Зрители Минщины жаловались на низкое качество фильмов, не устраивала их и тематика картин. Не редкостью были случаи поломок киноустановок — людей это крайне возмущало. В стране были приняты мероприятия по улучшению киносети.
— За перевозку киноаппаратуры отвечали колхозы и совхозы. По деревням Минщины курсировали автокинопередвижки: их нужно было снабжать бензином, и эта нагрузка тоже ложилась на колхозы. Киномехаников следовало обеспечить общежитиями и спецодеждой. Избы-читальни массово снабжались киноустановками.
А потом война… Кинотеатры Минской области в разной степени были разрушены. Даже киностудию «Советская Беларусь» пришлось частично эвакуировать в Алма-Ату.
— Но и во время войны не прекращались съемки фильмов. Белорусские документалисты снимали фронтовые репортажи, военные кинохроники. В итоге зрители, в том числе жители Минщины увидели «Бобруйский котел», «День войны». В 1942 году в прокат вышел фильм «Разгром немецких войск под Москвой» — фронтовые кинооператоры совершили настоящий подвиг, снимая кадры не в павильонах, а на поле боя.
Их старания не прошли даром: в том же 1942 году лента получила «Оскар» — впервые в истории советского кино!
— После войны отстраивались города, поселки, деревни, и поднимались с руин кинотеатры. Их отстраивали, и параллельно возводили новые. В итоге к 1960 году в Минской области уже работало 496 киноустановок, в том числе 200 сельских стационаров, — говорит Татьяна Анпилогова. — Что касается тематики фильмов, которые снимались в послевоенный период, то до конца 80-х годов большинство картин были посвящены событиям Великой Отечественной войны.
«Прошу принять меня в члены КПСС»
О войне снимал и классик белорусского кинематографа Владимир Корш-Саблин. За фильм «Константин Заслонов», посвященный деятельности на оккупированной территории БССР партизанского отряда под руководством Константина Сергеевича — Корш-Саблин получил Сталинскую премию. Успех имел и фильм «Новый дом» о послевоенном возрождении деревень.
— В наших архивах сохранились уникальные документы — дело по приему в члены КПСС тов. Владимира Корш-Саблин: раньше все известные люди должны были вступать в партию. А вот аналогичное дело народного артиста БССР Николая Еременко, который снимался, в том числе, у Корш-Саблина, — Татьяна Анпилогова достает небольшую папочку с исписанными листами. — Здесь его заявление, автобиография, анкета, рекомендации от членов КПСС. В октябре 1964 года, судя по документам, лауреата государственной премии БССР Николая Еременко старшего приняли в партию.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!