Удивительные рецепты хлеба: почему туристы выбирают Жоровку в Любанском районе
О деревне Жоровка в Любанском районе знают в нашей стране и за ее пределами. Сюда к хлебопеку Ирине Жудрик круглый год приезжают туристы, чтобы отведать хлеб, приготовленный по старинным белорусским рецептам. Пышные караваи женщины давно стали местным брендом, без которого не обходится ни один праздник. Побывали они даже во Дворце Независимости, что уж точно подтверждает высокое качество их приготовления.
Особую любовь туристы испытывают к хлебу, приготовленному по рецепту прабабушки Ирины Жудрик. Уже как сто лет он бережно передается из поколения в поколение и служит кулинарной реликвией семьи. А в 2020 году именно он получил статус историко-культурной ценности.
Первые «кулитки», именно так на Любанщине называют нынешний хлеб, Ирина Жудрик начала выпекать еще до того, как пошла в школу. Училась кулинарному искусству у своей мамы.
— В нашей семье никогда не покупали хлеб в магазине, всегда делали его сами. Мама показывала, как надо делать закваску, рассказывала, сколько ей надо настояться. Потому что для каждого времени года свой срок. Это не блин, что сделал тесто и начал жарить, — рассказывает женщина. — Если летом надо 14–16 часов, то зимой больше суток. К тому же к самому тесту надо найти подход. В моем детстве, когда оно было замешано и начинало подходить, с печи все слазили. Нельзя было стучать дверями, кричать и ругаться. В доме должно было быть чисто. Мама всегда, когда знала, что будет печь хлеб, переодевалась, меняла хусточку на голове, тщательно мыла руки. А еще считалось, что не к добру зайти в дом, когда хозяйка ставит хлеб в печь, — заберешь семейное благополучие.
Традиционные белорусские семьи были многодетными, и хозяйке за раз приходилось выпекать 10–15 буханок хлеба по 6 фунтов (около 2,5 кг). На это уходило 1–1,5 пуда муки (более 16 кг).
С возрастом росла и тяга Ирины Жудрик к пекарскому искусству. Улучшалось мастерство. Несколько лет назад женщину приметили в районном Центре культуры и предложили создать в Жоровке Дом народных традиций, где она смогла бы делиться опытом и угощать хлебом туристов. Благодаря местным властям нашли бесхозный дом, в котором восстановили печку, сделали ремонт и обустроили. С виду он ничем не отличается от других, но, попадая во внутрь, оказываешься в музее народного быта. И пусть он совсем небольшой, но наполнен теплом и уютом.
— Здесь я пеку хлеб одна. Тут такая тишина! Меня никто не отвлекает, не мешает. Какое удовольствие я испытываю! И как же я рада, что есть эта хата, потому что после замужества я переехала в дом квартирного типа, а там печи нет. Некоторое время просилась в гости к соседям или свекрови — тем, у кого она есть,— призналась собеседница.
За долгие годы хлебопек уже рукой чувствует нужную температуру. А время для запекания даже не засекает.
— Я знаю степень готовности по запаху. Знаю, когда надо достать хлеб. В него добавляю сухие ягоды, семечки, укроп — зависит от настроения.
Чтобы приготовить хлеб, использовалась дежка — деревянная емкость для приготовления теста. Прежде чем приступить к выпечке, новую дежку обмазывали тестом из ржаной муки, потом ее запаривали кипятком и оставляли в теплом месте.
В Доме народных традиций редко бывает пусто. Среди частых гостей – дети. Они приезжают не только на выходных, но и на школьных каникулах.
— Мы садимся за большой стол, и, пока печется хлеб, я рассказываю про нынешние сэндвичи. В мое время они назывались «скібкі». Рассказываю, как печется хлеб, его историю. Мы отгадываем загадки. А параллельно пробуем свежеиспеченные булки. Мне нравится, что, когда дети попробуют их, хотят потом завести домой и угостить родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Всегда стараюсь приготовить такое количество, чтобы у ребят была возможность взять с собой, — рассказала Ирина Жудрик.
В Дом народных традиций приезжают также трудовые коллективы. Этим летом жоровский хлеб отведали гости из Красноярска. За год в среднем приезжает 3–4 группы российских туристов.
— Кроме хлеба обязательно готовлю для них «вясковы абед». Он включает первое, второе, и вкусный компот. Вижу по тарелкам, что все нравится. А это не может не радовать, —подытожила женщина.