Ямы смерти под Борисовом: новые имена появились на месте, где за один день убили около 8 тыс. евреев

Мемориал на месте убийства нацистами узников Борисовского гетто обновился. На этом памятном месте появились информационные таблички и плиты (приобрести их помог Банк развития).

Как рассказали в отделе идеологической работы и по делам молодежи Борисовского райисполкома, обновлению мемориала предшествовала серьезная поисковая работа, во время которой были установлены новые имена погибших в годы войны в этом месте людей.

— Всего в этих рвах расстреляли порядка 8 тысяч человек. Перед тем, как мы начали проводить эту работу, по паспорту захоронения жертв войн было известно 1 312 фамилий. Сегодня удалось установить и нанести на мемориальные плиты 2 800 фамилий, — рассказала главный специалист отдела Юлия Генчик.


А место это хранит в себе страшную историю, перечитав которую сегодня становится жутко. Здесь было заживо убито за один день порядка 8 тысяч евреев. Причем фашисты расстреливали с особой жестокостью.
Борисовским или еврейским гетто в райцентре называют место принудительного переселения местных в процессе преследования и уничтожения нации во время оккупации территории Беларуси войсками нацистской Германии в период Великой Отечественной войны.
В начале октября 1941 года немцы послали военнопленных вырыть две большие ямы (около 100 метров длиной, шириной — 5 и глубиной — 3 метра) в овраге на северной окраине города у аэродрома Борисова, в 2-3 километрах от города (ранее — деревня Разуваевка).

Вечером 19 октября, в воскресенье, немцы и полицаи устроили банкет, на котором оберштурмфюрер Краффе, его помощник Айхе и бургомистр Борисова Станислав Станкевич объявили присутствующим, что через несколько часов начнется «важнейшая акция» (таким эвфемизмом немцы заменяли термин «массовое убийство»). Организацию и осуществление самого расстрела взяла на себя «Русская полиция безопасности» под начальством поволжского немца Эхова (Эгофа) Давида Давидовича. На помощь в проведении массовой расправы вызвали отряд литовских полицейских под командованием Импулявичуса.

Из рапорта вахмистра Зеннекена генералу Лахаузену читаем: «Начальник местной полиции Эгоф, незадолго до этого назначенный в службу безопасности на должность, информировал меня, что в ночь с воскресенья на понедельник все евреи Борисова будут расстреляны. На мой изумленный вопрос: «Возможно ли за одну ночь отправить на тот свет 8000 человек в организованном порядке?» — он ответил: «Что это не впервой, и вместе со своими людьми он справится с поставленной задачей; в этом деле он больше не профан…»

Убийства начались в 3 часа ночи с 19 на 20 октября с окружения гетто. Первыми на место казни вывезли мужчин. Борисовских полицаев для организации вывоза и убийства такой массы людей не хватало, поэтому из соседних участков немцы привезли дополнительные подразделения. С утра начали вывозить на смерть оставшихся евреев. Грузовики, заполненные женщинами и детьми, двигались от улицы Полоцкой к аэродромному полю, где были вырыты расстрельные ямы. Весь день машины шли одна за другой, перевозя евреев к месту убийства, и возвращались назад с вещами погибших. Но машин все равно не хватало, и полицаи гнали группы женщин и детей пешком, избивая их железными прутьями. Все происходило с утра до ночи на глазах местных. Убежать было невозможно, потому что вдоль улиц стояли полицаи и сразу стреляли в тех, кто пытался скрыться.
Завхоз отделения полиции Иосиф Майтак обеспечил исполнителей убийств достаточным количеством водки, и полицаи, выпивая, убивали людей. Перед расстрелом жертвам приказывали полностью раздеваться и ложиться лицом вниз — по циничному выражению бургомистра Станкевича: «методом сардин» для экономии места. Когда ряд ямы заполнялся, евреи должны были засыпать тела слоем песка и утрамбовывать. Много человек были только ранены — их закапывали живыми. Наблюдавшие за всем этим немцы фотографировали происходящее и часто хохотали. Через тонкий слой земли, которым присыпали убитых, текла кровь, и, чтобы та не попала в Березину и не вызвала эпидемию, приказали дополнительно засыпать могилу негашеной известью и еще одним слоем песка.

По немецким отчетам только за 20-21 октября (9-10 ноября) 1941 года было расстреляно 7245 борисовских евреев. Всего, с учетом других, менее массовых убийств, количество жертв в Борисове составляет примерно 9000 человек.

Временно оставили в живых около 1500 евреев с нужными немцам специальностями. Позже к ним добавились еще привезенные из Польши, Чехии и Австрии. Всех их убили в 1942 году.
В октябре 1943 года немцы, пытаясь скрыть следы преступлений, заставили команду военнопленных выкопать тела убитых евреев и сжечь на кострах, после чего всех исполнителей расстреляли.
Заместитель председателя правления ОАО «Банк развития Республики Беларусь» Константин Панкевич:

— Для «Банка развития» очень важно сохранение исторической памяти, о безвинных жертвах той страшной войны. Мы должны в первую очередь помнить о людях, благодаря которым сейчас живем и имеем возможность отмечать Победу в той войне освобождения страны. Поэтому для нас было важным поучаствовать в увековечении памяти жертв геноцида.

— Мы находимся на месте расстрела невинно убитых еврейских жителей Борисова, которые в первый год войны были вывезены и расстреляны на этой земле, — подчеркнул председатель Борисовского райисполкома Николай Карпович. — Здесь установлен мемориальный памятник с именами жертв. Всего теперь нанесено на плитах их порядка 2 800. Эта память должна жить вечно. Мы должны помнить о тех зверствах, которые творились нелюдями. И пока мы будем это помнить, не допустим, чтобы это повторилось.
Рекомендуем

