Какой внешнеполитический курс будет вести новое правительство ФРГ

Переговоры по формированию правящей коалиции между ХДС/ХСС и СДПГ проходили достаточно напряженно и закончились одобрением коалиционного соглашения. Нынешнюю черно-красную коалицию нельзя назвать «большой», каковой она была раньше, поскольку у нее сравнительно небольшое парламентское большинство.

Как ни странно, по вопросам внешней политики взгляды христианских демократов и социал-демократов практически совпадают, чего ранее не наблюдалось. А все потому, что СДПГ публично отказалась от «новой восточной политики» Вилли Брандта, а внешнеполитический курс Герхарда Шрёдера, направленный на сближение с Россией, вообще признала ошибочным. Сейчас социал-демократы без долгих обсуждений приняли внешнеполитические нарративы своих старших партнеров по коалиции, так и не предложив ничего своего. В коалиционном соглашении сказано лишь о трансатлантических отношениях, а «особые» даже не упоминаются.
В новом правительстве ФРГ будет нарушена традиция, в соответствии с которой канцлер и министр иностранных дел были представителями разных партий. Сейчас на оба поста претендуют представители ХДС, Фридрих Мерц и Йоханн Вадефуль, соответственно.

Вадефулю придется засучить рукава, чтобы нормализовать отношения со своим главным заокеанским союзником по НАТО, Соединенными Штатами. Сближению может поспособствовать то обстоятельство, что вероятный канцлер ФРГ и действующий президент США выходцы из бизнеса, так что, если встреча двух политиков произойдет, у них есть минимальный шанс найти общий язык. Минимальный потому, что Трамп во время своего предыдущего президентского срока откровенно недолюбливал Германию. Осознавая это, в Берлине, в принципе, готовы к серьёзным уступкам и компромиссам, невзирая на то, что придется полностью подчиниться американцам.
Минимальному шансу договориться с американцами может помешать только одно: будущее отношений между ФРГ и Россией, учитывая риторику Фридриха Мерца. Последний, тем не менее, должен осознавать, что, если он хочет склонить Трампа к сотрудничеству, то будет вынужден отойти от конфронтационных практик в отношении России.

В чем смогут сойтись Мерц и Трамп, так это в своих незыблемых убеждениях в гегемонии Запада, сохранив при этом пространство для маневра на российском направлении внешней политики. О последнем свидетельствует то обстоятельство, что Фридрих Мерц уже изменил свою позицию по переговорному процессу вокруг украинского кризиса и всё чаще высказывается о необходимости урегулирования дипломатическим путем, хотя раньше был ярым сторонником поставок вооружений Украине. Убедить в этом своего министра иностранных дел ему не составит никакого труда, поскольку их считают близкими друзьями.
Вполне возможно, что изменение мнения Мерца связано с осознанием того, что конфронтация с Россией вредит как Западу, так и Германии. Осознание, в свою очередь, стало следствием настроений избирателей, которые как никогда массово проголосовали за «Альтернативу для Германии», известную своей конструктивной политикой по отношению к России.
В любом случае, внешнеполитический курс Германии при новом правительстве претерпит значительные изменения, поскольку без его коррекции в сторону налаживания отношений с США и Россией не представляется возможным экономическое восстановление Германии после кризиса, начавшегося именно с упадка германо-российских и германо-американских отношений.
Рекомендуем



