Ключевые моменты фильма по Короткевичу «Черный замок»
Если слово «крипта» говорит вам не только о биткоине, то вы явно застали книжки Владимира Короткевича. Экранизацию классика про упомянутый замок и его подземелья внимательно посмотрели критики «МП» на «Лiстападзе» и остались довольны. Как минимум, ни сценариста, ни режиссера, ни актеров не хочется замуровать в стену за халтуру, как было в первоисточнике.
Сюжет Короткевича адаптировали под современность, и получилось что-то типа «Кортика» и «Бронзовой птицы», где пионеры ищут сокровища в графских развалинах, поворачивая ручки и разгадывая загадки. Правда, пионеры эти взрослые и весьма корыстные, потому что клад ищут не для родины, а для себя, и мешают им не злые буржуины, а бандиты на черных мерседесах. Виды Минска — Троицкое предместье и метро «Восток» — приятно радуют глаз, как и гора Маяк на Браславщине, куда определили замок компьютерной графикой. Оригинальный замок в книжке был списан с Гольшанского, но тот еще в 1970-е годы местные растащили на кирпичи для гаражей, сейчас он в состоянии руин. Поэтому вся средневековая натура снималась в павильонах «Беларусьфильма», Несвиже и Мире, но, тем не менее, выглядит отлично.
Была бы воля автора, он бы выкинул всю современную часть с бандитами, гелендвагенами, волшебными индийскими препаратами и Бронзовой птицей, и оставил бы только 17 век. Но поскольку кино подростковое (и на ближайших зимних каникулах его посмотрит 150% белорусских школьников и бюджетников), то была проведена мягкая адаптация истории Короткевича под современное подростковое мировоззрение, где все хорошее и плохое делается только за деньги.
Но плохой пример детям не подают, потому что в отечественном фильме и черные копатели вовсе не черные, а работают по разрешению музея, да и главный герой, который непонятно как оторвал себе форд «мустанг», по фильму вроде как действует из научного интереса. Само собой, во дворе каждого научного института НАН у нас стоит по «мустангу», да и сами ездим. Лучше бы, конечно, рекламировать отечественный автопром.
50% успеха фильма — операторская работа и монтаж. Картина сделана в диком темпе, там и в помине нет пятиминутных планов с водой и травой, как у Тарковского или бесконечного кашля-грязи-харканья, как у Германа, когда нам показывают типа «настоящее средневековье». И современная, и историческая часть очень бодрая, обе смотрятся на одном дыхании.
Состав актеров — белорусский; из российских звезд присутствует Вержбицкий из «Ночного дозора» и Стычкин из «Нулевого пациента». Но если Вержбицкий ранее снимался в мистике, то как заманили Стычкина — загадка, хотя даже в мистическом фильме он в амплуа хитрого пройдохи-простачка, который в итоге оказывается совсем не прост. Отдельно отметим звук и дубляж: хорошо слышно, что князь — это князь, а княжна — это княжна. Все играют голосом, как надо, а не как уставшие люди из ментовских сериалов: «Труп? Хорошо, выезжаем». То есть фильм ни в коем случае не выглядит дешево, это именно полный метр, особенно есть брать историческую часть.
В ней, кстати, порадовали костюмы: в современном кинематографе, типа российского «Викинга» обычно работает формула «чем грязнее — тем древнее». А здесь нам показали княжеские костюмы, которые выглядят дорого; мечи, доспехи — все с иголки, потому что первые лица не могут ходить в рванье и обносках. Как зрители фильма не ходят в грязном, так и наши предки показаны более чем достойно, на уровне убранства тогдашней Европы.
Черная ольшанская политика
Надо отдать должное научным консультантам (что в такой теме не менее важно, чем работа режиссера), потому что в непростой белорусской истории сделаны правильные акценты. Это вам не польское «Огнем и мечом», а именно белорусскоцентричное повествование. Где происходит выдуманный локальный мятеж против польской власти (к слову, в Короне Польской это считалось чем-то рядовым, как попить воды из ведра, потому что феодальное государство построено исключительно на договорняках, «вассал моего вассала — не мой вассал»). А дальше внутри мятежа происходит предательство, и все стороны ищут пропавшие деньги заговорщиков.
Королевского судью-следователя играет Вержбицкий, и это одна из центральных ролей фильма. В первых кадрах идет бой литовцев с поляками, которые приехали на «зачистку», поэтому зрителю сразу понятно, кто хороший, а кто плохой. Командир польского отряда тоже симпатий не вызывает, эдакий психопат-эсэсовец, которого как бы оттеняет «умеренный» польский судья, который занимается «стабилизационными мероприятиями». Потому что, как сказали бы знающие люди, не надо подрывать авторитет любой власти, она от бога. Поляки-поляками, а госизмена — это нехорошо, надо бы разобраться в причинах.
Школьник наверняка услышит понятия из учебника, типа «войт» и «подскарбий» — в учебных целях юному зрителю расскажут и покажут, кто чем занимался в феодальной системе. Ну и, самое главное, нет горячо любимой темы со времен Зянона Позняка про «300 лет вайны з Масквой», потому что фильм российско-белорусский и, к слову, на русском языке. Это, пожалуй, самый главный политический нюанс, которого в кадре нет, и очень хорошо. Потому что все культурно-массовые поделки местных письменников обычно строятся на том, как белорусов угнетали восточные братья и в итоге не пустили их в Европу.
Такого средневековья нам не надо, поэтому гораздо выгоднее подсвечивать характер польско-литовских отношений, где постоянно искрило. Неспроста главным героем назван «князь Витовт» — понятно, что это не тот самый Витовт из 15 века, но все равно фигура, которая должна символизировать внутреннее противостояние с поляками после Брестской унии, когда православие поставили под контроль польского католичества, что вызывало дикое сопротивление и те самые мятежи. С другой стороны, нет и выраженной ксенофобии к полякам: в фильме есть хорошие польские персонажи и плохие литовские, в том числе «хороший» ксендз на мотоцикле «Днепр» в стиле Джуда Лоу из «Молодого папы». Потому что, как говорил Президент, «белорусские поляки — это мои поляки», и никаких национальных проблем на ровном месте нам не нужно. Фильм их и не создает, за что отдельное спасибо консультантам. В итоге во всем закономерно оказались виноваты немецкие пособники-полицаи и их отпрыски.
Поэтому в политическом плане выдуманная история смотрится достоверно, и нам, как не историкам, по политике придраться не к чему. Фильм оставляет самые приятные впечатления, особенно в вопросе соотношения цены-качества: можно ли за небольшие деньги сделать хороший исторический фильм на местной базе или нет? После провального «Купалы» казалось, что нет, потому что только оставь местных мастеров культуры без присмотра, они вам снимут непонятно что. А теперь можно сказать — однозначно, да, поэтому в финальных кадрах заявлено продолжение про «Дикую охоту» Короткевича. Вероятно, переснимут и ее.
Ну и, конечно, такое кино должно быть легким, развлекательным и коммерческим, а не артхаусом про страдания белорусских националистов. В этом плане жанр приключений идеален: от Индианы Джонса и вплоть до творчества Короткевича там примерно одни и те же сценарные ходы и одна и та же аудитория, поэтому режиссер Кирилл Кузин снайперски попал в копеечку.