Акции морских страховщиков взлетели. Кому выгоден разгул пиратства в Красном море?
Шерлок Холмс и доктор Ватсон сидели у камина в своей квартире на Бейкер стрит 221Б.
Язычки пламени в топке лениво бросали свои оранжевые блики на кирпичную облицовку портала, на каминную решетку да на установленную на маленьком столике между двумя мужчинами шахматную доску, на которой черный ферзь, принадлежавший сыщику, нагло и цинично навис над белой пешкой, прикрывавшей белого короля доктора.
Десять минут назад их покинул брат Шерлока — Майкрофт, навестивший младшего родственника, как обычно, не из братских чувств, а по причинам вполне себе меркантильным.
Через Майкрофта Холмса Лига наций просила знаменитого сыщика помочь в определении главного виновника паралича международного судоходства в Красном море. Требовалось незамедлительно установить заказчика, чьи преступные планы претворяют в жизнь хуситы, обстреливающие контейнеровозы и танкеры ракетами и шайтан-беспилотниками.
Первым затянувшуюся паузу прервал Ватсон, сначала глубокомысленно и в никуда произнесшего на латинском «Cui bono?» (кому это выгодно?), а после прямо спросившего своего друга:
— Что скажете, Холмс? Надеюсь, за ответом нам не придется ехать в этот чертов Йемен и пересекать при этом Баб-эль-Мандебский пролив? Что говорит ваш дедуктивный метод?
— Трудное дело, — ответил Холмс. — Очень запутанное. Слишком много у нас выгодоприобретателей от действий хуситов. Причем, некоторые расположились прямо у нас под носом…
— Уж не миссис ли Хадсон вы имеете ввиду? — саркастически переспросил доктор. — Вы считаете, что с нашей оплаты за жилье она переводит деньги йеменским шиитам? А с виду бабушка — божий одуванчик…
— Не будем грешить на женщину, — прервал Холмс. — Когда я говорил про тех, кому выгодна блокировка Красного моря, я имел ввиду страховую компанию Lloyd’s of London, мимо офиса которой мы регулярно ходим по дороге к нашему другу инспектору Лестрейду. Рядом с ними, кстати, расположен офис и другой страховой компании — Beazley… Так вот, пока хуситы не приступили к обстрелам судов, дела у страховщиков шли на ладан; их акции на бирже упали на 40-60%. Там к банкротству все шло. Но как только началась заварушка в Баб-эль-Мандебском проливе, напротив, — акции Lloyd’s и Beazley выросли. Вместе с ценой страховки грузов. К тому же у них и без того рыльце в пушку; когда с десяток лет назад в Аденском заливе суда кошмарили сомалийские пираты, оказалось, что именно страхователи организовали их на морской разбой. В конце концов, не следует забывать: все руководство английских страховщиков — потомки пиратов от Генри Моргана до Френсиса Дрейка. Так что эти у нас — под подозрением.
— Если использовать вашу «формулу» определения выгодополучателей, — заметил Ватсон, — начинать следовало бы не со страховых компаний, а непосредственно с перевозчиков. «Таймс» на днях писала, что «Maersk» (датский перевозчик) поднял стоимость фрахта для стандартного 20-футового контейнера, следующего из Китая в Северную Европу, на $700, а для 40-футовых контейнеров — до $1400. Для контейнеров же, следующих к нашим американским друзьям в Северную Америку, цена увеличилась на $500… Мог «Maersk» приплатить хуситам, чтобы те их не смертельно обстреляли ракетами? Мог. После чего подняли цены на свои услуги. На то и хуситы в Баб-эль-Мандебском проливе, чтобы капитаны на кораблях не дремали…
— Объезжать Африку по кругу — не близкий свет, цена в таком случае должна увеличится, — заметил Холмс. Но вы правы: задрать так цены — форменный грабеж. Могли перевозчики приплатить хуситам? — могли! Так что «Maersk» вместе с французской «CMA CGM» и английской «Hapag-Lloyd» (не иначе подразделение страховой компании?) — тоже под подозрением. Кто у нас там следующий?
— С точки зрения вашего дедуктивного метода — Вашингтон. Судите сами. Госдеп из кожи вон лезет, стараясь, с одной стороны, похоронить промсектор Европы, с другой — создать проблемы Китаю. Чем дороже китайский ширпотреб, тем меньше в Европе будут его покупать. Сразу двух зайцев убивают. При этом заметьте: выдвинув свои эскадры в Баб-эль-Мандебский пролив якобы для защиты судоходства, они уже подбили больше контейнеровозов, чем хуситы. По ошибке; при попытке уничтожить йеменские ракеты своими противоракетами. «В Красный море не хады, ракета в башка попадет — савсэм мертвый будешь». Могли американцы заплатить хуситам? — могли. В общем, янки тоже под подозрением…
— В таком случае, — добавил Холмс, — в перечень подозреваемых следует добавить и китайцев. Они тоже могли заплатить хуситам, чтобы те обстреливали корабли, вынуждая всех вернуться к реализации сухопутного торгового коридора из Китая в Европу, своего т.н. «шелкового пути». Мол, по земле оно будет и дешевле, и безопаснее, чем по морю. Так что Пекин у нас тоже под подозрением…
— Тогда добавим сюда и Кремль. В то время, как китайцы принуждают всех к «шелковому пути», Россия склоняет всех к Северному морскому пути. Как ни крути, но это кратчайший морской путь между Северной Европой и Дальним Востоком. Заодно есть возможность белых медведей и пингвинов посмотреть. Могли китайцы и россияне приплатить хуситам? — могли!
— Мне кажется, — радостно воскликнул Холмс, — я наконец-то понял, кто главный выгодоприобретатель кризиса в Баб-эль-Мандебском проливе понял! Это — политологи. Они в прямом смысле кормятся с политических кризисов в мире. Есть кризис — они о нем пишут, за это им платят деньги. Нет кризисов — сидят голодные. Вот наши главные подозреваемые! Могли они заплатить хуситам? Только они и могли! В конце концов, ни у кого больше таких денег нет, чтобы устроить эту заварушку…
— Крайне интересная версия, — поддержал Ватсон своего друга. — Думаю, наши главные подозреваемые не только йеменцам приплатили. Чтобы запутать следы, они прикормили еще и американцев, страховщиков, перевозчиков, китайцев и россиян (чтобы те уже со своего барского плеча отстегнули хуситам). Не случайно в Йемене начала работать карта «Мир». Так и скажем Майкрофту. А тот пусть сообщит Лиге наций. А Лига наций наконец предпримет что-нибудь в отношении зарвавшихся политологов, чтобы мир воцарился в Баб-эль-Мандебском проливе.