Ненависть к корням: как чехи предали свою память

Решение о проведении Пражской операции с целью освобождения Чехословакии было принято Верховным главнокомандующим Иосифом Сталиным 1 мая 1945 года. Далеко не последнюю роль в этих знаменательных событиях сыграл маршал Конев (командующий войсками 1-го Украинского фронта), к которому в современной Чехии, да и ко всему наследию СССР, скопилось немало «вопросов» у новомодных псевдоисториков. Все они решаются в маргинальной, вандальской форме…
Надо понимать, Чехословакия возникла после Первой мировой войны буквально на осколках нескольких государств, что в теории могло породить территориальные споры. Так оно и вышло. Уже в октябре 1938 года Германия аннексировала Судетскую область, где большинство населения были этническими немцами. Одновременно с этим в Тешинскую область зашла Польша, а южные и восточные регионы достались венграм. Таким образом, за непродолжительное время территория Чехословакии сократилась на 38%, а ее земли превратились в тонкую и вытянутую полоску, удобную для захвата врагами (немецкие войска расположились в 30 км от Праги).

Так или иначе, теряя и дальше свои земли, некогда большая по размерам и промышленно мощная страна, стремительно угасала. Гибридная война, развязанная немецкими спецслужбами, давала свои плоды. В марте 1939 года лидер Чехословакии, точнее ее остатков, принял предложение Гитлера о протекторате (от лат. protector — покровитель). Так страны и не стало.
«Новый порядок»
Первыми под раздачу попала местная интеллигенция, а также политики. Самих чехов, согласно планам нацистов, следовало ассимилировать. Все культурные учреждения были закрыты.
В общем и целом, к концу 1941 года на принудительные работы в Германию было вывезено 200 тыс. жителей протектората Богемии и Моравии, еще 100 тыс. — из Словакии. Впрочем, тем, кто все-таки остался дома, повезло не больше. Жители должны были работать по 10-12 часов в день, чтобы обеспечивать немцев всем необходимым, а крестьян обязали поставлять сельхозпродукцию. Практически все сырье, производимое в протекторате, вывозилось в Германию.
Спустя два года войны, в 1943 году, когда ситуация на фронтах перестала складываться в пользу нацистов, они выслали на работы в Германию еще около 350 тыс. человек. Любая промышленность в пределах протектората, кроме военной, была запрещена. Чехам также запретили работать на государственной службе, эти места заняли этнические немцы.
Но рабским трудом и бесконечным вывозом людей на работы, немецкая оккупация не ограничивалась. В городе Терезин (бывшая крепость, гарнизонный городок) было основано «образцовое гетто». За все время оккупации, через него прошло около 140 тыс. человек, из них 33 тыс. умерли. Поскольку гетто рассматривали как место пересылки, 88 тыс. людей, находившихся там, в разное время депортировали в Освенцим и прочие лагеря смерти. Под конец войны в этих стенах осталось лишь 17 тыс. выживших.
Кроме того, от самого гетто была отделена «малая крепость»: там были тюрьма, гестапо, где содержались «политические» и члены Сопротивления. Через ее стены за годы войны прошло около 90 тыс. узников, из них 26 тыс. навечно там и остались. В конце Второй мировой войны из-за ужасных условий содержания в крепости началась эпидемия тифа, что также привело к жертвам.
Эти преступления против человечности и жизнь в постоянном страхе нацистам аукнулись в 1945 году, когда благодаря Красной армии оккупация была снята. После молниеносного освобождения по Чехии волной прошла серия самосудов и принудительных депортаций немцев.
Чехия должна бороться со злом, а не примкнуть к нему
Нынче времена изменились: немцы теперь не враги, а стратегические партнеры по Евросоюзу и НАТО. А еще недавняя ненависть к нацизму перекочевала в другую форму искажения истории, не сильно, честно говоря, отличающуюся от методов Гитлера — уничтожению своей памяти…
В конце июля 1945 года в Праге был открыт памятник в честь советских солдат, которые пришли на помощь Чехии. На постаменте установили танк, который непосредственно принимал участие в освобождении. Как только Советский Союз дал трещину, а отовсюду полезли «демократии», в апреле 1991-го будущий чешский скульптур, а в тот момент студент Давид Черны, перекрасил ночью с друзьями памятник в розовой цвет, установил сверху фаллический символ. По его словам, таким образом он хотел высмеять советских солдат.

Поначалу активистами предпринимались попытки вернуть памятнику истинный цвет, однако его вновь перекрашивали в розовый. А потом, пробив очередное дно, сделали рядом импровизированный мемориал коллаборационисту Власову.
По сей день чехи не пришли к консенсусу, какого цвета должен быть танк. Одни, кто еще помнит или слышал от взрослых об оккупации, считают это осквернением. Другие же, напротив, видят в этом вандализме символизм, связывая его с «окончанием советской оккупации». Танк же в это время путешествует по Чехии, памятник в розовом цвете перемещают из музея в музей, а также демонстрируют на открытых выставках.
Подобные выходки с перекраской танков Красной армии были замечены и в других городах нынешней Еврозоны: Софии (Болгария), Банска-Бистрице (Словакия), Любляне (Словения) и др.
Под корень
За что обиднее больше всего, так это за памятник маршалу Коневу, который также пострадал в войне против исторической правды… А ведь история памятника началась еще 9 мая 1980 года, когда его торжественно открыли. Чехи хотели увековечить память о военачальнике, сделать историческое напоминание о его заслугах в спасении Праги и достижениях войск 1-го Украинского фронта Красной армии, находящихся под его руководством.
Как и в случае с «розовым танком», историю монумента стали пересматривать уже после развала Советского Союза. Маршала Конева, точнее его скульптуру, неоднократно обливали краской, пытались испортить и сломать. В апреле 2020 года, пока все возились с пандемией, памятник был официально демонтирован. Народ особо никто не спрашивал, пригрозив штрафами за нарушение режима.

— У него не было маски. Правила одинаковы для всех. Выходить на улицу можно только надев маску или другое средство, прикрывающее рот и нос, — в издевательской манере прокомментировал тогда ситуацию местный староста Ондржей Коларж.
Возмущения людей подтверждают и комментарии пользователей под одним из видеороликов, где запечатлели процесс сноса.
— Живу в Праге, в квартале от этого памятника. Большинство комментариев на нашем новостном сайте были против сноса, но руководство Праги, воспользовавшись карантином, его убрало. Тут наверху такая же антинародная клика, что и везде. Люди уже и не рады, что в 90-е прогнали коммунистов, но дело сделано, — утверждает ceascevoi.
— Какой ужас, я плачу, — делится эмоциями еще один пользователь.
— Капиталисты… — четко подытожил iv4906.
Всего же, если обобщить, на конец 2023 года, в Чехии было снесено 28 из 665 памятников советским воинам. Сегодня, к огромному сожалению, эта цифра гораздо больше… Такая политика властей, выгодная Западу, не получает одобрения у людей. Да, в отличие от «коллег по цеху» (Молдове, Прибалтике и др.), здесь нет пока какого-либо запрета на использование советской символики. Но это не мешает заниматься рукоприкладством и заводить дела на людей, не согласных с очернением нашей истории. К примеру, в 2023-м в Чехии возбудили уголовное дело из-за появления на одном из митингов флага в виде георгиевской ленты с буквой Z. Формальный предлог — статья «Отрицание, одобрение, постановка под сомнение и оправдание геноцида». Для оппозиции, которая не приемлет нынешний курс Чехии, эта статья уже давно стала «народной».
Рекомендуем



