Как Китай и КНДР отреагировали на новую стратегическую концепцию НАТО
В новой стратегической концепции НАТО, утвержденной на саммите в Мадриде в конце июня, альянс впервые заявил о вызовах его интересам со стороны Китая. В натовском документе отмечается, что Китай в настоящее время «применяет широкий спектр экономических, политических и военных средств для того, чтобы увеличить свое глобальное присутствие и действовать с позиции силы, оставляя при этом в тени свои намерения, стратегию и прогресс в военной сфере. Злонамеренные кибер- и гибридные операции Китая, дезинформация и его конфронтационная риторика направлены на союзников и наносят вред безопасности альянса».
Аналитики НАТО также делают вывод, что Китай стремится к контролю над ключевыми индустриально-технологическими областями, критически важной инфраструктурой, а также добычей и поставками стратегически важных ресурсов и материалов, для чего, будучи поставщиком товаров на рынки многих стран, он использует свои экономические рычаги влияния, в первую очередь, в технологической области, в морской навигации, в космосе и киберпространстве.
Министерство иностранных дел Китая, в свою очередь, раскритиковало положения новой стратегической концепции НАТО за «неспособность по-новому оценить изменившуюся расстановку сил на планете». Пресс-секретарь министерства иностранных дел Китая Чжао Лицзянь заявил: «Так называемая новая стратегическая концепция НАТО не принимает в расчет факты, путая черное с белым, прямо настаивает на неверной позиции систематического противостояния Китаю, очерняет внешнюю политику Китая, делает безответственные ремарки по поводу нормального военного развития и политики национальной обороны Китая, агитирует за конфронтацию и, вообще, она полна менталитета «холодной войны» и идеологической необъективности».
Американцы начали постепенно распространять на Китай вторичные санкции. В их рамках министерство торговли США на прошедшей неделе объявило о прекращении продаж американских технологий пяти китайским компаниям, которые в нарушение санкционного режима продолжали вести бизнес с военно-промышленным комплексом России. Американцы также недовольны тем, что Китай увеличил импорт нефти из России, только в мае закупив почти 8,5 миллионов тонн. Таким образом, Россия стала крупнейшим поставщиком нефти в Китай. Также в полтора раза, до 6 миллионов тонн, выросли поставки российского угля в июне, что помогло Москве компенсировать потери от снижения экспорта сырья на Запад в связи с санкциями.
Так, наряду с принятием провокационных формулировок в документах НАТО, а также путем наложения санкций отдельными странами, Запад преследует цель загнать Россию в политическую, экономическую и технологическую изоляцию. У руководства НАТО и ведущих западных держав не осталось сомнений в том, что сближение Китая и России противоречат их интересам и ценностям. Поэтому, вполне вероятно, что в ближайшее время Запад будет воспринимать стратегическое партнерство Москвы и Пекина как единый стратегический вызов, о чем напишут в своей очередной стратегической концепции.
С не менее жесткой критикой новой стратегической концепции НАТО выступило министерство иностранных дел Корейской Народно-Демократической Республики. Руководство КНДР считает, что США через структуры НАТО не только занимаются милитаризацией Европы, но и хотят превратить Азиатско-Тихоокеанский регион в зону своего единоличного влияния, создавая своими действиями угрозу ядерной войны.
МИД КНДР распространил следующий комментарий: «По данному саммиту НАТО стало более ясным то, что США пытаются разом сдержать и окружить Россию и Китай путем осуществления «военизации» Европы и превращения Азиатско-Тихоокеанского региона в «регион НАТО» и считают трехсторонний военный союз США – Япония – Южная Корея важным средством для их осуществления». Северокорейский МИД также утверждает, что «безрассудные военные происки США и их сателлитов» обостряют ситуацию, которая «чревата одновременным возникновением ядерной войны в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе». Внешнеполитическое ведомство КНДР негативно оценивает действия США и НАТО, которое «привело глобальный мир к самому серьезному кризису после окончания «холодной войны».
С оценкой ситуации внешнеполитическими ведомствами КНР и КНДР необходимо согласиться хотя бы потому, что в мадридском саммите НАТО впервые приняли участие азиатские союзники США, которые активизировали свои контакты с НАТО, стремясь стать частью натовского механизма сдерживания Китая и Корейской Народно-Демократической Республики в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!