Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

Узкоколейка под Гродно получила вторую жизнь. Посмотрели, что из этого вышло

Узкоколейка под Гродно получила вторую жизнь. Посмотрели, что из этого вышло
Фото: автора

Необычное трехчасовое путешествие предлагают сотрудники республиканского ландшафтного заказника «Озеры». И надо сказать, что услуга пользуется спросом. Хотя еще недавно все могло быть совсем иначе.

Если бы узкоколейке не подарили вторую жизнь, судьба бы ее была печальна.

Построили ее еще в советские годы, чтобы соединить торфобрикетный завод в агрогородке Вертелишки со Святым болотом, где добывалось и откуда транспортировалось природное топливо. Пока разработка велась, железная дорога использовалась по назначению, но, когда завод закрыли, встал вопрос о ее ликвидации.

Узкоколейная дорога

Неординарное решение нашел директор заказника «Озеры» Дмитрий Морозик, «в наследство» которому и перешла узкоколейка. По его словам, на территории немало уникальных природных уголков, до которых сложно добраться даже на велосипеде. А задействовав железную дорогу, можно «словить сразу нескольких зайцев»: во-первых, создать уникальный маршрут, во-вторых, привлечь еще больше туристов, ведь такую услугу больше в стране никто не предлагает.

Необычный транспорт ждал туристов

В выходной день мчимся на Гродненщину. Место встречи в районе турбазы «Химик». Здесь едва заметная узкоколейка пересекает проезжую часть. Оставляем автомобиль на поляне, и спешим к необычному транспорту.

Сопровождающий Владислав

Совершить путешествие предстоит на мотодрезине с несколькими прицепами-вагончиками. На каждом помещается по 6 человек.

– Это транспортная дрезина, предназначенная для движения по узкоколейной железной дороге, шириной 750 мм. Такая техника выпускалась с 1973 года по 1990. В движение она приводится двигателем, – рассказывает сопровождающий Владислав, пока мы занимаем места и усаживаемся. – Двигаться будем со скоростью от 10 до 15 км/ч. Хотя максимальная скорость может достигать 50 км/ч. Заказник активно сотрудничает с директором проекта «Неизведанная узкоколейка» (о нем расскажем позже). Он и помог найти этот транспорт.

Вводный инструктаж провел Владислав для туристов

Владислав проводит вводный инструктаж, заводит дрезину. Поехали! Передать словами те чувства, которые испытываешь невозможно. Под стук колес, с ветерком любуешься окружающей природой, чувствуешь перепады рельефа, рассматриваешь растительность и наслаждаешься природной красотой родной Беларуси.

Протяженность железной дороги почти 11 километров

Протяженность железной дороги почти 11 километров. В наследство заказнику достался и единственный в стране узкоколейный мост, который проходит над озером Белое. Его протяженность – 122 метра. На нем и совершаем первую остановку.

– Озеро Белое – самое большое на территории заказника. Кстати, водоемов с таким названием в Беларуси достаточно: есть и в Брестском, и в Лунинецком, и в Березовском, и в Мядельском, и в Полоцком, и в Глубокском районах, – рассказывает Владислав. – Глубина его в этом месте достигает 4 метров. А теперь представьте, еще несколько лет назад, когда здесь перевозили торф, тепловозы проходили этот путь по двум рельсам. Еще тот экстрим!

Несколько лет назад, когда здесь перевозили торф, тепловозы проходили этот путь по двум рельсам

15 лет назад мост отреставрировали, добавив перила для страховки, сетку для хождения и контррельс, предназначенный для того, чтобы поезд не сходил с рельс и не переворачивался. И работать стало гораздо безопаснее.

На территории заказника 16 озер. Отсюда и название «Озеры». Если посмотреть на них с высоты птичьего полета, то все они словно жемчужины ожерелья, самая крупная из которых – озеро Белое. Дело в том, что все озера связаны между собой речками.

Болота окружают узкоколейку с двух сторон

Двигаемся дальше. Следующая остановка «Болотная». Болота окружают узкоколейку с двух сторон. В заказнике «Озеры» они низинные. Из травянистой растительности – в основном осоки, из древесной – черная ольха. Кстати, клюква здесь тоже не растет. Ее собирать можно на верховых болотах, к примеру, рядом с Чертовой горой, недалеко от этих мест. Пройти по низинному болоту невозможно. А попав в трясину, самостоятельно не выбраться. Сразу вспоминается Лиза Бричкина из кинофильма военных лет «А зори здесь тихие».

Из травянистой растительности – в основном осоки

Пока стоим, Владислав рассказывает, как добывают торф, как подсчитать возраст болот и почему их называют легкими планеты. Здесь же слушаем про красивейшее растение – лилию кудреватую или царские кудри, узнаем о том, какие животные водятся в заказнике.

– Зубры, барсуки, рыси…, – перечисляет Владислав. – Несколько лет назад произошла забавная история. Нам позвонила пенсионерка, которая сообщила, что к ним в деревню пришла рысь. Мы выехали на место и увидели интересную картину. Под фундаментом одного из домов пищал маленький рысенок, размером с котенка. Оказывается, он потерялся и прибежал из леса к котятам, с которыми играли дети на сеновале. Дети и не поняли, что это рысенок, и притащили его в деревню. Малыш был в шоке, даже не царапался. Но как только пришел в себя, выскочил и со всех сил рванул в лес. Мама рысь все это время искала его, охотники заметили следы вокруг деревни.

По дороге можно встретить диких животных

На территории болот заказника обитает журавль серый, цапля серая и белая, лебедь-кликун, лебедь-шипун, кряквы и др.

Интересных историй в запасе у Владислава много. Их продолжаем слушать на остановке «Святое болото». Общая площадь болота около 5 тысяч гектаров. Посредине – минеральный островок, на котором когда-то рос дуб. Раньше в эти места совершались паломничества. Дело в том, что во времена восстания 1863-1864 годов в этом месте проходили ожесточенные бои повстанцев с царскими войсками. Дороги к острову не знал никто кроме местного населения. Поэтому это было место дислокации повстанцев под началом Кастуся Калиновского. Кроме того, там прятались люди и священники. Но в один день царские войска добрались до острова и казнили 30 священнослужителей. Всех их повесили на дубе. До наших времен дуб не сохранился. В его попала молния. Полвека назад Святое было осушено ради добычи торфа.

Полвека назад Святое было осушено ради добычи торфа
Мимо проносятся дюны, вековые дубы

Назад мчимся без остановок. Мимо проносятся интереснейшие объекты, скрытые от людских глаз: параболические дюны, вековые дубы, болота… Разве может такое путешествие оставить равнодушным? Однозначно нет. Счастливы и дети, и взрослые. Несмотря на то, что уже собралась вторая группа, туристы первой не расходятся, делятся впечатлениями и благодарят сопровождающего. А он в свою очередь скромно переводит стрелки на своего руководителя, признается, что только благодаря идее Дмитрия Морозика и соцсетям об «Озерах» узнали многие.

Планы у сотрудников заказника грандиозные. Остается пожелать, чтобы все удалось воплотить в жизнь!

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Рекомендуем

Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59