Меню
Мядельский райисполком

Морпехи перед ней вставали на колени. История санинструктора Катюши Михайловой, получившей звезду Героя

санинструктор Катюша Михайлова
Фото: из открытых источников

21 июня 1941 года Катя Михайлова приехала в Москву и вечером того же дня отправилась в Брест, где служил ее старший брат. Тот пригласил девушку погостить на каникулах. А утром 22 июня поезд, в котором ехала Катя, недалеко от Смоленска разбомбила немецкая авиация.

Через много лет после тех событий она вспоминала, как после бомбежки искореженный состав заполнил едкий дым и ей в летнем платьице, залитом своей и чужой кровью, приходилось помогать вытаскивать наружу тела погибших и раненых пассажиров.

Так началась для нее Великая Отечественная война, и тогда Катюше Михайловой было неполных 16 лет.

Затем была ее фронтовая биография, когда Катя Михайлова, по нынешним меркам совсем еще ребенок, спасала жизни бойцам и командирам Красной Армии, ходила в атаки, возвращалась в строй после ранений, чтобы вновь сражаться с ненавистным врагом и дойти до Победы. И воевала Катя не где- нибудь, а в морской пехоте!

Тогда, в июне 1941 года, под Смоленском Катя обратилась в одну из действующих частей Красной Армии с просьбой о зачислении в качестве хотя бы санитарки, мотивируя тем, что успела закончить сестринские курсы. А для того, чтобы взяли на службу, прибавила себе годы, благо выяснить, сколько лет было ей на самом деле, не представлялось возможным — документы сгорели в поезде во время немецкой бомбардировки.

Воевала в пехоте, оказалась на корабле и попросилась в морпехи 

И Кате повезло: медработников в части не хватало, а когда там узнали, что она умеет делать перевязки, уколы, накладывать жгуты и даже одевать шапочку Гиппократа для остановки кровотечений при ранениях головы — взяли. И она, маленькая, худенькая, тащила на плащ-палатке раненых, плача, что мало сил, и снова тащила, спасая им жизни. Уже после войны вспоминала те дни: «В тяжелых боях под Ельней я перевязывала день, перевязывала ночь, перевязывала еще день… Бинты все кончились, приходилось резать на солдатах рубахи холщовые и делать перевязки ими…».

Это были страшные дни, гитлеровцы прорывались к Москве, Красная Армия несла чудовищные потери, ценой своих жизней наши солдаты и командиры защищали каждую пядь родной земли. В одном из боев под Гжатском (ныне город Гагарин Смоленской области. — Прим.) Катя получила первое тяжелое ранение. Снаряд разорвался совсем рядом, ударной волной ее отбросило на дерево, и подняться девушка уже не смогла, нога была сломана аж в трех местах…

Казалось, выход был один: чтобы жить, ей, молоденькой девушке, надо было лишиться ноги. Но и во время войны бывают чудеса, врачи пожалели ее, сделали, что могли, и отправили в тыл, в свердловский госпиталь. Раны заживали, а нога плохо гнулась. «Ах, плохо гнешься? Буду тебя разрабатывать!», — упрямо твердила Катюша. А когда оказалась в Баку, куда ее отправили в профильный госпиталь, то лечилась там недолго. Упросила, убедила, вымолила выписать и оказалась в самом горячем месте, в Сталинграде, на одном из санитарных теплоходов, вывозивших оттуда раненых в тыловые госпитали.

санинструктор Катюша Михайлова

«До полутора тысяч человек брал теплоход, вспоминала Екатерина Илларионовна. Раненых размещали везде, где только можно было. На бреющем полете расстреливали теплоходы фашистские летчики, хотя им хорошо были видны белые повязки раненых. Погибали и раненые, и медицинский персонал. Невозможно забыть страдания людей, искалеченные молодые тела. Не могу забыть крик обгоревшего танкиста Осипова: «Не хочу умирать!».
А кто из нас хотел умирать? Мне трудно было передвигаться, нога опухала и болела. Но сколько страданий я видела, так много крови, что именно ненависть к фашистам поднимала, когда, казалось, не было уже сил.
На моих глазах навсегда уходили под воду Волги тяжело раненые люди, и этого мне не забыть, пока дышу».

А по окончании Сталинградской битвы, узнав, что в Баку формируется батальон морской пехоты, Катя Михайлова после долгих и упорных просьб была зачислена санинструктором 369-го отдельного батальона морской пехоты.

Как воевала морской пехотинец Михайлова

Боевое крещение ее батальон получил при освобождении города Темрюка. В ночь на 25 сентября 1943 года десант, в котором участвовала и Катя Михайлова, высадился в районе станицы Голубинской, бои были тяжелые и кровопролитные. И за тот десант Катю наградили медалью «За отвагу». Вот что было написано в наградном листе:

санинструктор Катюша Михайлова

«Участвовала в морской десантной операции по взятию г. Темрюка. Будучи контуженой, оказала медпомощь под сильным огнем противника 17 бойцам и эвакуировала их в госпиталь. Лично дисциплинирована и заслуживает правительственной награды».

Ее следующей наградой стал орден Отечественной войны 2-й степени, полученный 15 февраля 1944 года за бои под городом Керчью. В ноябре 1943 года 369-й отдельный батальон морской пехоты участвовал в Керченско-Эльтигенской десантной операции, высадившись в условиях штормовой погоды на вражеский берег и захватив плацдарм в окрестностях Керчи. Более месяца сражались морпехи во вражеском кольце, а потом был ночной марш и прорыв из окружения, и тогда Катя Михайлова действовала смело и отважно: под огнем противника перевязала 85 наших воинов, 13 моряков вынесла с поля боя.

После освобождения Керчи 369-й отдельный батальон морской пехоты вошел в состав Дунайской военной флотилии. В августе 1944 года морские пехотинцы приняли участие в Аккерманском десанте через Днестровский лиман. Подразделения 369-го батальона должны были форсировать лиман севернее и южнее Аккермана и, выполняя роль штурмовых отрядов, обеспечить захват пунктов высадки и проложить дорогу главным силам десанта. Днестровский лиман шириной в местах переправы от 4 до 9 километров был серьезной преградой. Операция началась в ночь с 21 на 22 августа с обстрела вражеского берега. Сначала в бой вступили корабли, открывшие огонь по неприятельскому побережью из всех калибров, заговорили гвардейские минометы и мощная береговая артиллерия, обрушили на голову врага свою боевую мощь эскадрильи советских самолетов.

Под звуки разрывов артиллерийских снарядов от нашего берега отчалили две десантные группы, в первых рядах достигла берега и Екатерина Михайлова, которая, выходя из воды, заметила тяжело раненного начальника штаба отряда лейтенанта Богородского и вытащила его на берег, где оказала первую помощь. Выполняя свои обязанности санинструктора, Кате приходилось и сражаться, как и всем морпехам, гранатами и автоматом, и она записала на свой боевой счет не один десяток гитлеровцев, уничтожила станковый пулемет и забросала гранатами вражеский ДЗОТ. И одновременно эта хрупкая девушка смогла вынести из-под огня противника 16 тяжело раненных своих боевых товарищей.

23 августа город-крепость Аккерман (Белгород-Днестровский. — Прим.) был полностью освобожден. Среди частей, наиболее отличившихся в боях за город, в приказе Верховного Главнокомандующего был назван и 369-й отдельный батальон морской пехоты майора Григорьева. А Екатерина Илларионовна Михайлова, главный старшина, санинструктор 369-го батальона: «За героическое поведение в ходе Аккерманского десанта «была представлена к званию Героя Советского Союза, однако 27 сентября 1944 года ее наградили лишь орденом Красного Знамени.

Повторное представление к званию Героя Советского Союза состоялось после десантной операции в Югославии по захвату порта Прахово и населенного пункта Илок. День 4 декабря 1944 года стал для Екатерины одним из самых страшных на войне, запомнившихся ей на всю жизнь. Тогда морские пехотинцы 369-го отдельного батальона морской пехоты принимали участие в отвлекающем десанте. В то время, когда основные силы должны были наступать с суши, десантникам предстояло высадиться на небольшой островок у крепости Илок, чтобы оттянуть на себя внимание и силы противника. На поверку он оказался затопленным, и десантникам пришлось сражаться с противником, находясь в воде и прикрываясь лишь полупритопленными деревьями. Под шквальным огнем противника погибло очень много боевых товарищей Кати, а сама она была ранена в руку и потеряла много крови. Но несмотря на это, Катя продолжала стрелять по врагу и оказывать помощь раненым, перебираясь от дерева к дереву и привязывая раненых к стволам, чтобы те не утонули. После боя ее в полубессознательном состоянии нашли одной из последних и срочно отправили в госпиталь. И вновь высокое начальство отклонило представление Екатерины Михайловой к званию Героя Советского Союза, 8 марта 1945 года она была награждена вторым орденом Красного Знамени. Как рассказал впоследствии бывший Командующий Дунайской военной флотилии вице-адмирал Георгий Холостяков, то в наградном отделе фронта описание подвига Екатерины Михайловой сочли за приукрашивание, вымысел и вернули ее наградной лист без реализации…

Победу 9 мая 1945 года Катя Михайлова, сбежав из госпиталя, отпраздновала в родном батальоне.

Послевоенная жизнь и звание героя Советского Союза

Демобилизовавшись в конце 1945 года, Екатерина Михайлова вернулась в Ленинград и закончила Санитарно-гигиенический институт имени Мечникова. Затем работала врачом в городе Электросталь Московской области, где вышла замуж, сменив фамилию на Демину. После, до выхода на заслуженный отдых в 1982 году, работала в Москве.

санинструктор Катюша Михайлова

О ней по сценарию Сергея Смирнова режиссер Виктор Лисакович в 1964 году снял документальный фильм «Катюша», которому была присуждена международная награда «Золотой голубь мира» и приз Международного кинофестиваля в Лейпциге. В 2008 году был снят еще один документальный фильм «Катюша большая и маленькая».

санинструктор Катюша Михайлова

А такую заслуженную, выстраданную своей героической фронтовой жизнью оценку воинских подвигов Екатерина Илларионовна Демина (Михайлова) получила лишь спустя 45 лет после Великой Отечественной войны, когда 5 мая 1990 года Указом Президента СССР ей было присвоено звание Героя Советского Союза!

санинструктор Катюша Михайлова

Екатерину Илларионовну Демину похоронили с воинскими почестями 27 июня 2019 года, попрощавшись с 93-летним ветераном и последней советской женщиной, получившей звезду Героя Советского Союза за сражения в Великой Отечественной, — Катюшей, перед которой морпехи вставали на колени. Той, которая пошла на фронт в 16 лет, потому что «было стыдно не воевать».

санинструктор Катюша Михайлова

А в 2023 году в Смоленске, откуда и начался боевой путь легендарного санинструктора морской пехоты Катюши Михайловой, ей был установлен бюст.

Матрена Семеновна Нечепорчукова
вов
Подписывайтесь на Минскую правду в Telegram
Только самое актуальное, важное и интересное!
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59