14°
Меню

Ликбез по коробкам передач: автомобиль с какой из них выбрать

Коробка передач
Фото: из открытых источников

По дорогам Беларуси ездят более 3 млн легковых авто, парк страны постоянно растет и обновляется. Только за первые шесть месяцев 2024 года членами Белорусской автомобильной ассоциации были реализованы 18 904 новые машины.

При выборе автомобиля (не только нового, но и с пробегом) соотечественники ориентируются на марку, тип кузова и силового агрегата, цену, доступность сервисного обслуживания, наличие нужных опций и т.д.

Большое значение, особенно для водителей-новичков, имеет и то, какой коробкой переключения передач оснащено транспортное средство. Сегодня, не углубляясь в технические дебри, расскажем о пяти типах КПП, их плюсах и минусах, а также особенностях эксплуатации.

Коробка передач 2 - на главную

Коробка коробке — рознь

Механическая коробка переключения передач — самая давняя конструкция, применяемая в автомобиле для связки мотора и колес. Появился первый ее вариант в конце XIX века, с тех пор МКПП непрерывно модернизировалась производителями.

Принцип работы коробки известен всем — с помощью рычага в салоне машины нужно вручную выбирать необходимое передаточное число в трансмиссии, варьируя, тем самым, величину крутящего момента (тяги), идущего к колесам.

В новых автомобилях сегодня прослеживается тенденция отказа от механики в пользу более совершенных коробок. Современный ритм жизни и городские пробки диктуют свои условия автомобилистам, которые устают постоянно дергать за рычаг.

Механика

Основные плюсы МКПП — относительно простая и ремонтопригодная конструкция, надежность, большой ресурс, хорошая динамика авто и его экономичность. К минусам стоит отнести повышенную утомляемость водителя (ввиду необходимости постоянно управлять этим узлом с помощью рычага и педали сцепления) и повышенные нагрузки на мотор машины при неправильно включенной передаче. Сегодня автомобили с механикой (чаще всего 5– или 6-ступенчатой) выбирают либо любители динамичной езды, либо покупатели полноценных внедорожников (так как МКПП в тяжелых условиях бездорожья более предпочтительна).

Классическая автоматическая коробка («автомат») — один из самых распространенных в настоящий момент агрегатов для переключения передач. Представляет он собой механизм, где с помощью отдельного узла (гидротрансформатора) происходит передача крутящего момента от двигателя к механизму коробки. Простыми словами, благодаря всей этой конструкции водитель избавлен от необходимости контролировать обороты мотора своей машины, скорость и нужный момент для включения той или иной передачи — все это в связке со специальными электронными «мозгами» происходит автоматически. Если водитель хочет сам вмешаться в управление коробкой, то для этого в современных АКПП есть специальный ручной режим: с помощью селектора или лепестков на руле можно «листать» передачи как необходимо.

К достоинствам «автомата» стоит отнести легкость эксплуатации для автовладельца, отсутствие перегрузок двигателя и только две педали в авто.

Автомат

К недостаткам — дорогой ремонт и обслуживание, относительной небольшой (в сравнении с МКПП) ресурс, более высокий расход топлива автомобиля, наличие определенных правил буксировки машины.

Вариатор (CVT) — разновидность автоматической коробки, в которой крутящий момент передается от двигателя не ступенчато, как в классическом «автомате», а линейно, фактически без механизма сцепления как такового. Данный узел, грубо говоря, состоит из двух дисков и ремня/специальной цепи, или же роликовых механизмов: благодаря им изменение передаточного числа происходит без рывков.

Ускоряется и замедляется автомобиль с вариатором плавно и тихо. В такой КПП нет четких физических передач, а лишь «виртуальные». При необходимости водитель может выбирать нужную селектором — в этом случае электроника просто фиксирует величину определенного крутящего момента, передаваемого на колеса авто.

Вариатор

Вариатор хорош тем, что почти не вибрирует, позволяет экономить топливо, обеспечивает довольно динамичное ускорение автомобиля и не создает критических нагрузок на его двигатель.

Плохо в CVT то, что он боится перегрева (возникающего при долгой езде на высокой скорости или пробуксовке колес в снегу/грязи), требует специального дорогого масла и на 100% зависит от исправности электроники (при выходе из строя одного из датчиков на двигателе вариатор начинает сбоить).

Роботизированная коробка передач — фактически, это механика, но со специальными механизмами (сервоприводами), которые переключают передачи и выжимают сцепление под руководством специального электронного блока.

В автомобиле с такой коробкой есть и полноценное сцепление, но нет его педали. По факту «робот» — упрощенный «автомат», без дорогих дополнительных узлов.

Плюсы роботизированной КПП — удобство использования, не такой большой расход топлива авто (по сравнению с АКПП), быстрое переключение.

Робот

Минусы — дорогое обслуживание, не всегда адекватный подбор электроникой нужных передач, необходимость периодической замены сцепления.

DSG (от немецкого — Direkt Schalt Getriebe: трансмиссия прямого переключения передач) — отдельный вид автоматических коробок от концерна Volkswagen. Имеет в своем техническом арсенале аж 2 сцепления и избавлен от провалов тяги, как в обычном «автомате».

Появилась эта КПП на рынке в конце 2002 года, первое время имела массу «детских болячек», но со временем была усовершенствована.

DSG

Благодаря своей мудреной конструкции, передача крутящего момента от двигателя к колесам в ней происходит равномерно, без прерываний. Понимая, что приходит время менять передаточное отношение, электроника с помощью одного сцепления выключает передачу (к примеру, повышенную), а с помощью другого — заранее включает еще одну (к примеру, пониженную).

Коробки DSG могут похвастаться быстрой и плавной сменой передач, экономичностью и удобством. Огорчают они весьма высокой ценой обслуживания и ремонта, а также непереносимостью агрессивного стиля вождения.

В итоге стоит сказать, что выбирая тот или иной тип КПП, нужно ориентироваться, прежде всего, на свою манеру езды. Ну и на финансовые возможности, конечно. Как считают эксперты, самыми перспективными и удобными сегодня являются вариаторы и роботизированные КПП. Именно они устанавливаются на основную массу популярных китайских авто, которые постепенно захватывают рынок. Покупаю же не новую машину, лучше отдать предпочтение классическому «автомату» или годами проверенной механике.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59