Кокаиновая дипломатия: историческая борьба за судьбу Колумбии и ее наследие
Колумб, который плыл в Индию, уткнулся в Южную Америку. Эта его штурманская ошибка теперь называется «величайшим географическим открытием» — лучше бы Колумб не ошибался!
Первыми это поняли местные жители. Назвать их аборигенами язык не поворачивается. Они как народы, со своим государственным устройством, культурой, высоким искусством жили на этих землях уже 15 тысяч лет, еще до нашей эры, тогда как высадившиеся на их берега испанцы и нацией-то стали только в XV веке нашей эры, в результате войн и кровосмешения захватчиков — римлян, готов и арабов. Зато воевать они умели изрядно, да и жадностью обладали неимоверной, которая гнала их за добычей туда, за морской горизонт…
Вот прямо сходу, в 1492 году, то есть в том же XV веке, можно сказать, только вылупившись, испанцы открывают по ошибке Новый Свет.
Проще говоря, жили-не тужили землепашцы–индейцы, и вдруг к ним приплыли пронырливые и жестокие разбойники. Результат был предсказуем!
Впрочем, индейцы тоже умели сражаться. Был среди них и такой народ — караибы, который буквально жил в состоянии постоянной войны, но вот остальные были довольно мирные, даром что искусные. Арбалетов, пушек не наделали, все больше занимались искусством. Так в Конфедерации муисков, занимавшей высокогорные плато, граждане занимались выращиванием кукурузы, картофеля, киноа и хлопка, а также торговали золотом, изумрудами, ручной керамикой и каменной солью с соседними народами. Муиски, населявшие нынешнюю Колумбию, создавали ювелирные изделия из золота и сплава золота с медью, а в качестве денежного эквивалента у них выступали золотые пластинки.
Вот их-то блеск и заметили мгновенно испанцы. Началась Конкиста — завоевание. А, точнее, грабеж с массовыми убийствами, и все это творили конкистадоры. Чтобы увезти награбленное в Европу.
Поэтому понятна обида нынешних колумбийцев на всех «белых». Вот что пишет нынешний президент Колумбии Трампу, белому из белых, да еще с рыжими волосами: «Вы можете с вашей экономической мощью и высокомерием попытаться устроить государственный переворот в Колумбии, как это сделали с Альенде (в Чили.) Но я умру в рамках своего закона, я сопротивлялся пыткам и буду сопротивляться вам. Вы убьете меня, но я выживу в лице моего народа, который был раньше вашего в Америке. Мы — люди ветров, гор, Карибского моря и свободы»…
Только не воспринимайте этот пафос за чистую монету. Сделайте скидку на южный темперамент. И на то, что Густаво Петро вовсе не индеец, а потомок все тех же испанцев…Как, собственно, и большинство колумбийцев. Современный колумбийский народ появился в ходе смешения европейцев, африканцев и коренного населения, на колумбийских Карибах живет значительное число выходцев с Ближнего Востока. В общем, их история напоминает историю самих испанцев.
А где же индейцы? Проблема в том, что мирные или воинственные, проиграв, они ни за что не становились рабами, и поэтому даже в Соединенные Штаты приходилось возить невольников аж из далекой Африки! В то время как до Карибов было рукой подать. В общем, индейцев, настоящих индейцев почти не осталось. Как, собственно, и в Северной Америке.
Чего же требует от США Густаво Петро? А вот чего — свободной продажи кокаина.
Президент Колумбии считает, что кокаин запрещен, потому что он производится в Латинской Америке, «а не потому, что он хуже виски». По его словам, если бы кокаин был легализован во всем мире, то его можно было бы продавать, как вино. Вырученные деньги могли бы пойти «для того, чтобы дети не употребляли вино, алкоголь и не курили, как это происходит сегодня», убежден господин Петро.
Видите, логики никакой!
Кроме одной. В 2021 году ООН сообщала, что площадь посевов коки в Колумбии выросла на 43%, до 204 тыс. га, и предполагаемое производство кокаина достигло исторического максимума в 1,4 тыс. тонн.
Колумбия остается крупнейшим в мире производителем кокаина. Как писал Foreign Policy, во многих отдаленных районах колумбийцы считают коку «единственной коммерчески жизнеспособной культурой». По состоянию на 2022 год ее выращиванием занимались около 120 тыс. семей. Выступая на сессии Генассамблеи ООН в том же году, Густаво Петро призывал легализовать кокаин по всему миру. «Что приносит больший вред людям? Кокаин или выбросы от сжигания углеводородов, в том числе нефти?» — вопрошал он.
Перевожу с испанского: «В общем, дорогие жители планеты, считайте кокаин сахаром джунглей, да и только! Покупайте, покупайте!»
Как видите, в генах Густаво Петро больше от конкистадоров, чем от индейцев… И нас он все также принимает за наивных аборигенов.