Какой будет внутренняя и внешняя политика Китая в ближайшие пять лет
Ежегодно в начале марта в Пекине одновременно проходят два политических форума — сессия Всекитайского собрания народных представителей и съезд Народного политического консультативного совета. Первый орган является законодательным, а второй — консультативным. На этот раз ВСНП и НПКС предстоит на протяжении полутора недель наметить основные направления социально-экономического развития страны, внешней и военной политики на следующую пятилетку.
Всекитайское собрание народных представителей утвердит Генерального секретаря ЦК КПК и председателя Военной комиссии Си Цзиньпина председателем Китайской Народной Республики на третий срок, что стало возможным благодаря внесению соответствующих изменений в конституцию страны, утвержденных этим же органом в 2018 году.
Кроме этого, высший законодательный орган Китая утвердит в должности нового премьера Госсовета, министра финансов и председателя Народного банка Китая, четырех вице-премьеров, глав Центрального военного совета, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры, а также других ключевых министров, которыми станут соратники Си Цзиньпина.
Премьером Госсовета вероятнее всего станет введенный ХХ съездом КПК в состав постоянного комитета Политбюро руководитель партийной организации Шанхая Ли Цян, немало сделавший для развития инновационных отраслей во время своего фактического руководства регионом.
Нынешний съезд ВСНП определит направления дальнейшего развития страны и внесет изменения в документы, определяющие полномочия правительства (Госсовета). Деталей этих изменений не знает никто, за исключением делегатов съезда, но они будут, если следовать логике, носить характер возвращения под контроль коммунистической партии исполнительных и распорядительных органов, как это уже случилось с двумя государственными комиссиями — по делам религии и по делам национальностей. Можно предположить, что КПК расширит свое влияние на другие отрасли общественной жизни и на экономику страны.
Выступивший с отчетным докладом уходящий премьер Госсовета Ли Кэцян, озвучил ожидаемый рост ВВП в этом году в пределах 5%, а в качестве основных приоритетов экономического развития назвал ускорение темпов роста ВВП после пандемии, повышение инвестиционной привлекательности страны и снижение безработицы среди молодежи. Основными препятствиями на этом пути по-прежнему являются санкции, «торговые войны» и протекционизм в экономической политике ведущих стран мира.
Стратегической целью международных отношений станет концепция единой судьбы человечества, разработанная при непосредственном участии Си Цзиньпина, в связи с чем в качестве приоритета заявлено стремление Китая «неуклонно придерживаться независимой и самостоятельной мирной внешней политики, неизменно идти по пути мирного развития, непоколебимо развивать отношения дружбы и сотрудничества со всеми странами мира на основе принципов мирного сосуществования». В отношении Тайваня было сказано конкретно и ясно, что Пекин «продолжит решительную борьбу против так называемой независимости, будет содействовать воссоединению Родины, мирному развитию отношений между двумя берегами Тайваньского пролива».
С задачами внешней и экономической политики неразрывно связана военная политика Китая. Китай намерен и дальше наращивать военный бюджет, что может быть частично связано с ухудшением отношений с США, разладившимися после ограничения доступа Пекина к компьютерным технологиям из США, которые еще больше усугубились в связи с надуманной историей об аэростатах-шпионах и о готовности поставить России летальные вооружения. Действия американцев Ли Кэцян назвал попытками «подавить и сдержать Китай» в связи с чем «вооруженные силы должным усилить военную подготовку и готовность по всем направлениям».
Если давать оценку экономической стратегии, то необходимо отметить, что в первые два срока руководства страной Си Цзиньпином и Ли Кэцяном показатели экономического роста снижались, что говорит не о слабости экономики Китая, а о стремлении руководства снизить внешний долг и стимулировать внутреннее потребление, особенно резко сократившееся из-за беспрецедентных карантинных мер.
Экономический рост за прошедший год составил чуть больше 3%, а на нынешний намечен в 5%, что может быть достигнуто за счет роста внутреннего потребления после отмены коронавирусных ограничений. Достаточно скромная цифра роста ВВП также может говорить о том, что бурный экономический рост, каким он был в начале 2000-х, мало вероятен, что является общемировой тенденцией, а не проблемой экономики Китая.
Что касается внешней и оборонной политики, то это не стремление начать гонку вооружений и усилить эскалацию, а адекватная реакция на имеющие место вызовы.
Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы узнать первыми обо всем, что происходит в Беларуси и мире: Telegram | Instagram | ВК | | OK | Дзен