Россия не собирается уступать Западные Балканы
Страсти в Боснии и Герцеговине не утихают, несмотря на то, что с момента окончания войны в Югославии прошло уже достаточно времени. Одна из причин этого — противоречия Дейтонского соглашения 1995 года, заключающиеся в том, что в стране появилась специфически организованная система власти со своими органами и конституциями в субъектах, учитывающая интересы основных групп населения — мусульман-боснийцев, сербов и хорватов.
Не меньше вопросов вызывает также административно-территориальное деление (государство состоит из Республики Сербской и Федерации Боснии и Герцеговины, территории которых по площади примерно одинаковые).
Названные части государства различаются между собой по, как бы громко это не звучало, геополитическим предпочтениям. В Федерации Боснии и Герцеговины больше склоняются к Западу, а в Республике Сербской открыто поддерживают Россию и активно взаимодействуют с ее политическим руководством. Такое же положение у торгово-экономического и инвестиционного баланса: в энергетическом секторе Республики Сербской монополистами являются российские компании, Федерация же различается в этом плане большим разнообразием, а практически все российские инвестиции в Боснию и Герцеговину приходятся на Республику Сербскую.
Президент Республики Сербской Милорад Додик известен своими сепаратистскими стремлениями, которые поддерживаются Россией. Так, например, поддерживая инициативу Додика о выходе из соглашения о единой армии Боснии и Герцеговины примерно год назад, посол России в Сараево Игорь Калабухов заявил, что «общие вооруженные силы Дейтонскими соглашениями не предусмотрены». В Федерации, отвечая на это, обвинили Москву в поощрении сепаратизма и попытках раскола страны.
Интересы России в Боснии и Герцеговине напрямую связаны с ее более широким геополитическим влиянием на Западных Балканах, что выражается в поддержке намерений Милорада Додика, которые автоматически становятся решающими препятствиями для приема Боснии и Герцеговины в НАТО.
Исходя из этого, можно утверждать, что в данный момент президент Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины Милорад Додик и президент Сербии Александр Вучич являются основными союзниками России на Западных Балканах, причем, несмотря на усиливающееся давление Запада, самыми стойкими.
Союзнические отношения с Россией и Сербией приносят Республике Сербской свои плоды: она на данный момент независимо от Сараево управляет своей экономикой и банковским сектором, здравоохранением, образованием и наукой, а также имеет статус единственного места на Балканах, где наблюдается избыток электроэнергии, что делает государственное образование привлекательным для инвесторов, в том числе из IT и других высокотехнологичных отраслей.
Такие же отношения с Баня-Лукой (фактическая столица Республики Сербской. — Прим.) выгодны и Москве, потому что санкции, к которым присоединилась Босния и Герцеговина, не могут быть реализованы из-за ее противодействия. Необходимо помнить, что Республика Сербская поддержала специальную военную операцию и референдумы в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях.
На фоне безрезультатных переговоров о включении в НАТО западнобалканских государств позиция Баня-Луки и Белграда также играют решающую роль.
Имея несомненные бонусы от тесного партнерства с Москвой и Пекином, Республика Сербская, являясь частью Боснии и Герцеговины, нацелена на вступление в Евросоюз. Это обстоятельство также роднит Республику Сербскую Додика с Сербией Вучича, только политика первого менее напоминает лавирование между Россией и Западом, так как Баня-Лука более тесно связана с Москвой. Это говорит о том, что оторвать сербов двух государств от Москвы Западу будет очень сложно.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!