От анорексии до сломанных пальцев — экс-солистка Большого театра Беларуси о мифах и правде балета
«Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта» — хорошо знакомые всем названия постановок в театре. Изящные балерины крутят пируэты, словно парят в воздухе, и вот-вот победят законы гравитации! Но что происходит за кулисами и на репетициях? Какую цену платят девушки, чтобы стать частью мира этого вида искусства? Об этом по случаю Всемирного дня балета журналисты pristalica.by поговорили с жительницей Лесного, экс-солисткой Большого театра Беларуси, педагогом классического танца, основательницей собственной балетной школы Иженой Квашиной.
С самого детства родители Ижены помогали ей выбрать направление, в котором девочка могла бы самореализоваться. Была и гимнастика, и карате, и танцы. В 9 лет девочка попала в танцевальный коллектив, но не сложилось: народные танцы были отдушиной, а вот классическая хореография совсем не откликалась. Второе направление так не нравилось, что нашу героиню даже хотели оставить на второй год, ведь она совсем не успевала по программе.
Но в пятый класс Ижена поступила уже в хореографический колледж (тогда учились с 5 по 13 класс). До 9-го все были вместе, а далее перед студентом становился выбор направления на следующие 4 года. Однако Ижене не надо было выбирать: в 5 классе она остановилась на балете.
Все приравнивают балет к высокому искусству, но те нагрузки, которые ложатся на хрупкие плечи девушек можно смело назвать спортом.
— Балет требует от тебя очень хорошей физической подготовки, это правда колоссальные нагрузки. Однако у спортсменов есть главный ориентир пика профессионализма – Олимпиада, а у нас каждый спектакль своего рода Олимпиада. Тебе нужно показать максимум, и так три раза в неделю, не считая утренних и вечерних репетиций, — объясняет собеседница.
Питание
Наверняка многие наслышаны о том, что балерины болеют анорексией, булимией и прочими расстройствами пищевого поведения. Решили выяснить, так ли это на самом деле.
— Мой рост – 167 см, по балетным стандартам я должна весить 47 кг, но я столько не вешу, – с улыбкой говорит девушка. — Идеальный вес для балерины высчитывается по формуле: рост минус 120.
Ижена весила 47 кг во время обучения в колледже. А вот уже взрослому человеку крайне проблематично держать такой маленький вес. Но, как выяснилось, жесточайших требований к цифрам на весах нет.
— По правилам безопасности 50 кг — максимальный вес для балерины. Если девушка 175 см и не анорексичная, то не будет она весить столько, в любом случае разбежка до трех кг допустима, — объясняет собеседница.
А что касается пугающих еженедельных взвешиваний? Их тоже нет! Балерина рассказала нам, что, конечно, за весом труппы следят, но взвешивают их всего лишь один раз в год. После отпуска артистам дают месяц на то, чтобы они вошли в режим. Физическую подготовку оценивают уже только перед началом спектаклей.
Да, все намного мягче, чем нам навязали фильмы, но все еще не так просто, продолжает собеседница:
— После окончания колледжа у меня было три месяца перед театральным сезоном, и я дорвалась до сладостей. Я так долго ходила с хроническим чувством голода в период обучения, что за лето набрала 8 кг. Конечно, я быстро скинула лишнее, но в том месяце мне урезали премию.
Пуанты и сломанные пальцы
Далее на очереди мифов, конечно же, пуанты. Жесткая, неудобная обувь, которая ломает пальцы всем балеринам. И снова мимо! Ижена говорит о том, что все стирали пальцы в кровь, ведь к такой своеобразной обуви нужно привыкнуть, и в любом случае пуанты натирают. А если добавить к этому вечные вращения вокруг своей оси и прыжки!
— Сейчас есть различные вкладыши в пуанты: силиконовые, гелиевые, тканевые. Когда я училась, понятия вкладыш не существовало. Мы оборачивали ноги целлофановыми пакетиками, салфеточками, тряпочками, кусочками от трико. Но почему балерины стирают пальцы в кровь? Потому что зачастую ты просто не чувствуешь, что натираешь ногу. Танцуешь, танцуешь, и тут резкая боль – значит все, пальцы стерлись. Но уйти со сцены в этот момент невозможно, соответственно, дотанцовываешь, натираешь еще больше, уходишь за кулисы, снимаешь пуанты – ноги в крови, — рассказывает собеседница.
У некоторых балерин со временем большой палец ноги «ложится» на следующий. Деформация происходит из-за узкой обуви. Однако с этим можно и нужно бороться за счет комплекса дополнительных упражнений.
Нездоровая конкуренция
С пуантами мы разобрались, но что насчет подстав от коллектива? Все же хотят сольную партию в премьере, порой выбор режиссера-постановщика кажется несправедливым, и вместо тебя выбирают другую балерину… Разрезанные костюмы, осколки стекла в пуантах – эти фантазии также можно оставить для мелодрамы. В реальности такого нет.
— Я, честно, сама поражаюсь, когда слышу что-то подобное. Я в балете уже 27 лет, и никогда не было никаких заговоров против кого-то и уж тем более никто не портил костюмы. И уж не дай Бог намеренно травмировал кого-то, — говорит Ижена.
Наоборот, все артисты друг другу помогают, поддерживают. В коллективе очень дружеская и даже в какой-то мере семейная атмосфера. Ижена рассказывает, что бывают моменты, когда нужно за кулисами очень быстро переодеться. Любой проходящий человек поможет. Часто артист не успевает добежать до раздевалки, и где-то в коридоре в турборежиме меняет образ. В таком случае к нему обязательно подойдут, помогут снять головной убор или украшение.
Аналогичная ситуация и с репетициями: старшие коллеги помогают молодым последователям лучше понять роль, объясняют нюансы партии
Балет — дорого?
Что касается финансовой стороны вопроса, то балет не требует космических вложений. Конечно, если вы готовы потратиться, то и такая возможность есть: в специализированных магазинах можно найти брендовые вещи – костюм, балетки, резинки для волос, рюкзак, сумку и многое другое исключительно для занятий балетом. Однако всем позициям можно найти и более бюджетную альтернативу.
— Есть так называемые три кита для тренировок: купальник, трико и специальные балетки (на начальных этапах именно балетки, не пуанты). Такой шопинг в сумме выйдет в 150-200 рублей. Также нужна форма и обувь для разогрева, но здесь отлично подойдет самый обычный спортивный костюм и теплые носочки, — говорит Ижена.
Следующая ступень трат — пуанты. Нужны они спустя полгода обучения и стоят в районе 300-500 рублей, а вот обновлять их нужно раз в 3-4 месяца.
Что можно сказать в итоге? Быть балериной на самом деле тяжело. Постоянные физические нагрузки, строгая дисциплина и свои подводные камни. Но ведь так в любой профессии. Сегодня мы развеяли несколько мифов и узнали чуточку больше о жизни театра.