Революция вертикали: как Лукашенко перестраивает систему местного управления
Революция вертикали. Звучит устрашающе, выглядит обнадеживающее. В Беларусь создана аутентичная система управления страной. Раньше мы оправдывались за нее, затем назвали брендом, теперь даже шутим, «стебемся» и даже поем об этом. Я про диктатуру. Чтобы понять, что такое настоящая диктатура, достаточно открыть новостные ленты. А у нас страна исполнительской дисциплины. И если даже при такой сильной власти умудряемся вывозить валюту из страны в такой турбулентный период, то что было бы без требовательного Лукашенко. Сейчас? А в 90-х? Но Президент же обещал «перамены» в нашей системе власти. Вот они и грядут. И хорошо, что под присмотром Лукашенко. Это президентский срок, Глава государства как раз и посвящает созданию коллективного президента. Конституция, партийное строительство, создание ВНС. Теперь вот работа с вертикалью.
Зачем президенты в каждом районе
Общественно-политический апгрейд Беларуси продолжается. Главный актор процесса — государственная власть, персонифицированная в лице Первого. Без малого 90 процентное доверие надо оправдывать. Это стратегический посыл — не только сохранить созданное, улучшить нашу страну. Повестка это решение вмещает сразу два важных направления. Внутриполитическое и экономическое. Не до конца задействован региональный потенциал. А в этом скрыт контекст: первое — посыл предвыборной программы Президента — сильные регионы, второе — Беларуси — страна территорий равномерного развития. Время новых полномочий для мэров городов и глав районов. Президент нацелил не искать в этом решении никакой конспирологии: одни говорят мол, Лукашенко устал от власти и региональные вопросы тяготеют его, вторые — Лукашенко делегируя свои полномочия, пытается заручиться лояльностью местных царьков. Все гораздо проще и важнее. Вот что сказал Первый: «Предупреждаю всех, что, если мы это не сделаем, нам будет очень сложно не только в этом году, но и в пятилетке, выполнить то, что мы перед собой намечаем. Поэтому уровень исполнительской дисциплины должен быть на соответствующей высоте. Но при этом, понимая, что без председателей гор-, райисполкомов мы не решим ни одной проблемы, требования к ним возрастут. Но если мы повышаем требования к ним, то надо давать и полномочия, чтобы они могли работать. Все очень просто и понятно. Вот в связи с чем появилось предложение о повышении роли председателей гор-, райисполкомов. Эти предложения должны расширять полномочия исполкомов базового уровня и их председателей для того, чтобы существенно прежде всего улучшить экономику, уровень жизни людей на соответствующей территории». Вот истинная причина создания президентов районного масштаба. Глава государства, «диктатор» сразу дал понять: жадничать с полномочиями для председателей гор-, райисполкомов не стоит. Этим самым выбивается почва из-под ног критиканов об абсолютной власти и единоначалии. Жесткие решения — это прежде всего про ответственность в самые сложны периоды для государственности. Власть для укрепления страны, а не страна для власти. Вот соль политики Лукашенко. Теперь цель создать — дух коллективного управления и ответственности. А очередной шаг на этом пути руководителей вертикали базового уровня из модераторов превратить в начальников, а сами исполкомы в коллегиальный орган.
Дискурс о правах и обязанностях
Этот управленческий дискурс про региональные права и обязанности длится не первый год. Оно понятно, сейчас не переломные 90-е и неоднозначные 20-ые. Безработица, бандитизм, разрыв кооперационных связей вывез Лукашенко со своей командой. Сейчас время новых управленческих подходов. Институализации коллективного Президента. А это переломный момент в архитектуре белорусской модели управления. И здесь на крыло должны стать именно с помощью Александра Лукашенко, от которого все всегда чего-то ждут. Коль уж договорились о распределение полномочий и самодостаточности регионов — значит «надо».
Продолжается изменение управленческого ландшафта страны. Беларусь унитарное государство, но теперь наша диктатура смещается из центра в регионы. В смысле ответственность. Ну, не постоянно же ждать председателям гор-, райисполкомов сюжетов и посылов из Дворца Независимости. Смысл понятен: мы все должны сегодня мобилизоваться и работать на то, чтобы страна двигалась дальше. В регионах говорят о том, что централизация власти, которая была изначально, должна ослабевать, аппаратная система от единоначалия, должна спускаться на места. В центре уверены, полномочия — это всегда ответственность.
Сам процесс перераспределения полномочий — исторический и въедливый. И не одномоментный. Александр Лукашенко с этим вопросом обращался с руководителями на местах. Была специально создана отдельная и широкоформатная рабочая группа. Чтобы учесть конфликт интересов туда вошли не только столичные эксперты, но и в основном практики разных уровней вертикали. Образная конституция для глав райисполкома коллективный труд парламентариев за плечами, которых руководство регионами. Рассматривали этот вопрос на президиуме ВНС, проводили совещания, исправляли ошибки. Помимо этого Администрация Президента собрала предложения от самих райисполкомов. Отклики пришли из 75 регионов, в 43-х — воздержались. Учли и личные предложения и коллегиальные решения, и конечно же критику Президента. Окончательное и историческое решение законодатели дорабатывали несколько месяцев. Теперь предложения озвучены Президенту.
Частник — это тоже государство
Законопроект содержит два принципиально важных момента. Во-первых, он распространяет действие на исполкомы всего базового уровня, а не только на районные, как было ранее, и их председателей. И второй момент — большинство новых полномочий передается на коллегиальное рассмотрение исполкомов, а не единолично председателя. Это было замечание Первого. Второй момент — Президент подчеркнул, что роль руководителей базовой вертикали в повестке частной инициативы. Более либеральные акторы боятся не навредить бизнес-активности, но ведь сейчас зарождается новая культура отношений власть-бизнес и на необходимо сохранить социальные, а не капиталистические паттерны. Это же фундамент нашего государственного ландшафта.
“Я ставил вопрос, который был очень неоднозначно воспринят некоторыми категориями граждан, — об ответственности председателей исполкомов базового уровня за управление по всем направлениям, в том числе и частным сектором. А то у нас получается, что частник — это вообще не государство, это государство в государстве. А в то же время мы на частника очень рассчитываем, и их роль, особенно в производстве, также будет повышена. Ну так председатель райисполкома должен по основному своему функционалу управлять, требовать и нести ответственность одинаково как за частный, так и за государственный сектор. И это касается прежде всего кадров”, — отметил Александр Лукашенко.
Эта пожалуй одна из самых обсуждаемых ремарок. Решено — частные предприятия останутся в зоне патроната председателей райисполкома. И в кадровом вопросе. И в теме благоустройства. Именно это сфера можно сказать станет экзаменом на эффективность президентов районного масштаба с новыми полномочиями. Причем за участие в улучшении родного региона бизнесменов -патриотов ждут налоговые преференции. Но это точно не превратится в лазейку от уплаты налогов.
Многие нюансы — учитывают и обращении граждан. Например, некоторые вопросы на местах не могут решить из-за банальной нехватки полномочий, по распределению денег. Вот и приходится людям идти на верх. Теперь можно будет использовать местные ресурсы — небольшие карьеры для местных нужд, или школьный автобусы для экскурсий детей — все это нюансы, которые раньше создавали непривлекательный вайб в обществе.
Еще до Года благоустройства на «Дажынках» в Климовичах Президент поручил создать отдельную программу по сносу ветхих строений. Теперь это будет делать легче, а значит и вовлекать в оборот земли сельхозназначения. Заметно упростят систему госзакупок именно для районов, правда, через государственного оператора. Теперь работать будет легче даже с инвесторами. Тендеры и бумагооборот не будет воровать время.
Усилить полномочия власти на местах решено Указом Президента Беларуси. Это оперативнее, концентрирование и четче. Если изменения закрепляли законом, то процедура комплементарности затянула бы сам процесс: надо было изменить еще девять подзаконных документов и несколько кодексов. Документ может быть подписан уже к 1 марта. Все новации — будут закреплены в одном законопроекте. Он, как и обещали, станет настольной книгой для председателя райисполкома. Правда, пока к новшествам присмотрятся — на эксперимент отведен целый год. Дотации для регионов тоже оставили. Хотя сам Указ должен мотивировать на эффективную работу.