Меню
Мядельский райисполком

Освобождение Беларуси. Хроника событий накануне операции «Багратион»

Багратион

Поздней осенью 1943 года Красная Армия освободила почти одну шестую часть Беларуси, но остальная территория республики все еще оставалась в руках оккупантов. Лишь в одном из десяти областных центров (на тот момент по административно- территориальному делению Беларуси. — Прим.Авт.) — городе Гомеле вновь развевалось Красное знамя.

Три года белорусский народ жил в фашистской неволе. Гитлеровцы, как и повсюду на захваченной советской земле, ввели на территории Беларуси жестокий оккупационный режим. Они опустошили города, разрушили множество заводов, фабрик, сожгли 1 200 тысяч строений в селах, полностью уничтожили колхозы. В развалины были превращены здания Белорусской Академии наук, ее институтов, высших учебных заведений, почти 7 тысяч школ, театров, клубов, музеев, больниц.  По существу, фашисты разграбили и уничтожили все общественное достояние белорусского народа.

Багратион

Но особенно тяжелым последствием фашистской оккупации была потеря самого дорогого — людей. Гитлеровцы истребили в Белоруссии свыше 2 миллионов 200 тысяч мирных жителей и советских военнопленных. Вся республика была опутана густой сетью тюрем и концентрационных лагерей. Только в лагере, находившемся в районе Большого и Малого Тростенца, под Минском, фашисты уничтожили свыше 200 тысяч человек, в деревне Масюковщина они убили 80 тысяч военнопленных и мирных граждан, в минском гетто умертвили не менее 90 тысяч евреев. Оккупанты расстреливали людей без следствия и суда, умерщвляли их в душегубках, травили овчарками, закапывали живыми в землю, сжигали. Десятки тысяч людей умирали в тюрьмах и концлагерях голодной смертью. В Германию на подневольный труд фашистские изверги угнали около 380 тысяч человек, преимущественно юношей и девушек. С ними обращались как с рабами. Немка из Пруссии с циничной откровенностью писала сыну Лерману на фронт: «Мы получили хорошую рабочую силу. У нас девка из Белоруссии. Я смотрела ее мускулы на руках и ногах. Ничего, бyдет работать».

Белорусский народ оказался перед страшной опасностью физического уничтожения, так как по фашистскому плану «Ост» намечалось выселить или уничтожить три четверти жителей Беларуси, а остальных онемечить.

Но зверства немецко-фашистских захватчиков не сломили волю белорусского народа к сопротивлению. Он оставался непокоренным: в течение всех трех лет оккупации на белорусской земле шла партизанская война. В деревнях и городах активно действовало более 70 тысяч подпольщиков. К лету 1944 года на оккупированной части республики сражались 150 бригад и 49 отдельных отрядов, общей численностью свыше 143 тысяч человек.  Абсолютное большинство белорусов, от мала до велика, поддерживало партизанское движение. Белорусы верили, что Красная Армия придет и освобождение состоится. Пламенным призывом прозвучали для белорусов слова из обращения 6-й сессии Верховного Совета республики, состоявшейся в марте 1944 года в Гомеле: «Дорогие наши братья и сестры! Близка наша победа. Мужайтесь… Раздувайте шире пламя всенародного партизанского движения… Победа близка, мы ее завоюем».

Линия фронта в Беларуси проходила тогда в 15 — 60 километрах восточнее Полоцка, Витебска, Орши, Могилева, Бобруйска и далее по Припяти, до украинского Ковеля.

Расстановка сил и средств на белорусском направлении накануне операции «Багратион»

Группировка немецко-фашистских войск в Беларуси в июне 1944 года насчитывала 63 дивизии, в которых наличествовало порядка 1,2 миллиона человек, 9000 танков и штурмовых орудий, 9500 полевых орудий, 1350 боевых самолетов. Главные силы противника были сосредоточены в районах Полоцка, Витебска, Орши, Могилева, Бобруйска и Минска.

На важнейших направлениях возможного наступления советских войск противник создал 11-14 линий траншей, эшелонированных в глубину на 20-25 км, которые прикрывались 6-7 рядами проволочных заграждений, огромное количество дотов и дзотов, сборных железобетонных огневых точек, противотанковые и противопехотные заграждения, минно-взрывные устройства, завалы в лесах, баррикады в городах, противотанковые рвы и огромное количество других инженерных укреплений. Как правило, оборонительные рубежи возводились по правым берегам многочисленных рек: Днепр, Друть, Березина и других, их в Беларуси немало. Главными бастионами фашистской обороны, прикрывавшими основные направления, ведущие в центр Белоруссии, являлись города: Витебск — на Западной Двине; Орша, Могилев, Рогачев, Жлобин — на Днепре и Бобруйск — на Березине. Эти города были превращены в достаточно серьезные опорные пункты немецкой обороны, укрепленные системой траншей, дотов и дзотов.

Советское командование же, в целях достижения успеха в планируемой стратегической наступательной операции «Багратион» по полному освобождению Беларуси, сосредоточило на белорусском направлении более крупные силы Красной Армии, создав значительное превосходство над противником: по личному составу 2:1, по орудиям и минометам 3.8:1, по танкам и самоходно-артиллерийским установкам 5,8:1, по боевым самолетам 3.9:1.

Багратион

Всего для участия в Белорусской операции было сосредоточено 2 миллиона 400 тысяч человек, 5200 танков и САУ, 5300 самолетов, 36400 орудий и минометов. Надо подчеркнуть, что ни в одной другой предшествовавших наступательных операциях Красной Армии в Великой Отечественной войне не привлекалось такое огромное количество артиллерии, танков и боевых самолетов.

Партизанское движение в Беларуси накануне операции «Багратион»

Директивой ЦК КП (б) Беларуси от 8 июня 1944 года, переданной шифром по радио всем партийным подпольным органам , партизанским отрядам и бригадам, ставилась задача  : нанести всеми силами мощные удары по железнодорожным коммуникациям противника и парализовать его перевозки по линиям Полоцк-Двинск, Полоцк-Молодечно, Орша-Борисов, Минск-Брест, Молодечно-Вильнюс и Вильнюс-Двинск.    Большое значение для успеха операции «Багратион» имел массовый партизанский удар по коммуникации и линиям связи оккупантов, который был осуществлён накануне наступления войск Красной Армии. Удар был настолько мощным, что в результате его многие железнодорожные магистрали гитлеровцы не смогли отремонтировать до конца операции «Багратион». Полностью остановилось движение на линиях Орша — Могилев, Молодечно-Полоцк, Лида-Молодечно, Брест-Барановичи-Минск, Барановичи — Лунинец.

Командующий 1-м Прибалтийским фронтом И. Баграмян отмечал, что огромную помощь в получении сведений о противнике продолжали оказывать партизаны.  Из воспоминаний Маршала Советского Союза И. Баграмяна: «Помнится, партизаны помогли нам детально разведать Западную Двину в районах, намеченных для форсирования. Были взяты на учет все уцелевшие и наведенные фашистами мосты. Мы узнали, например, что у местечка Улла немцы устроили мост длиной 200 м и грузоподъемностью 20 т, а у Бешенковичей была только паромная переправа. Партизаны сообщили нам обо всех имевшихся бродах, подходы к которым были удобными для танков и всех видов транспорта, подробное описание рек Оболь и Улла. В полосе наступления нашего фронта у немцев было мало оборудованных аэродромов, поэтому партизаны разведали и взяли на учет все участки, где можно было быстро, без больших инженерных затрат оборудовать полевые взлетно-посадочные полосы для 3-й воздушной армии. Начальник штаба этой армии генерал Дагаев немедленно воспользовался полученными от партизан сведениями: подобрал небольшие по составу группы специалистов аэродромной службы и стал упрашивать меня разрешить забросить их в тыл противника для подбора площадок, на которых можно будет с подходом наземных войск начать подготовку аэродромов. Он так убедительно обосновал свои предложения, что я согласился. И это сыграло важную роль в ходе наступления: значительная часть нашей авиации смогла перебазироваться вперед в первые же дни наступления».

Багратион

В тылу партизанские отряды, части и соединения начали активные операции, заранее увязанные с действиями фронтов. При штабах фронтов действовали отделы по руководству партизанским движением. Они осуществляли большую работу по связи, материально-техническому обеспечению партизанских частей и координации их действия. Таким образом, перед началом Белорусской операции «Багратион» партизанские отряды, бригады и соединения развернули исключительно большую активность, что тоже предопределило успех.

Багратион

О замысле ставки верховного главнокомандования

Замысел ставки ВГК предусматривал: глубокими ударами четырех фронтов взломать оборону противника на шести направлениях, окружить и уничтожить группировки врага в районах Витебска и Бобруйска, после чего, наступая по сходящимся направлениям на Минск, окружить и ликвидировать восточнее белорусской столицы главные силы группы армий «Центр».

Ставка ВГК разработала смелый по замыслу и оригинальный по форме план операции четырёх фронтов с учетом характера обороны, численности и расположения группировок противника, условий местности, конфигурации линии соприкосновения сторон и других факторов. Были успешно решены вопросы выбора направлений целого комплекса главных ударов, создания группировок сил и средств, скрытной подготовки фронтовых и армейских операций, обеспечения оперативной внезапности, организации взаимодействия между объединениями для достижения общей цели наступления, последовательного прорыва нескольких эшелонированных оборонительных рубежей, быстрого окружения и разгрома крупных немецких группировок в районах Витебска, Орши, Могилева, Бобруйска и восточнее Минска, развития успеха в оперативной глубине путем умелого использования танковых объединений и соединений при активной поддержке авиации.

 А впереди была сама грандиозная битва, освященная массовым героизмом советских людей.

Продолжение следует

освобождение Беларуси
Подписывайтесь на Минскую правду в Telegram
Только самое актуальное, важное и интересное!
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59