Правительственный кризис в Великобритании: шансы Джонсона остаться у власти равны нулю

В Великобритании с новой силой разгорается правительственный кризис. Позавчера, 5 июля, спустя полчаса после того, как глава кабинета Ее Величества принес свои извинения в связи с очередным скандалом, два ключевых министра и еще несколько высокопоставленных чиновников подали в отставку.
На этот раз Борису Джонсону пришлось оправдываться за поведение своего протеже, экс-замглавы министра иностранных дел Кристофера Пинчера, которого глава консерваторов, зная о результатах расследования имевшего место скандала с его участием, неосмотрительно пристроил на должность заместителя координатора парламентской фракции тори. Ставленника Джонсона обвиняли в пьяном дебоше и сексуальных домогательствах в частном клубе к двум мужчинам.

Сейчас мистер Джонсон разразился гневной тирадой в адрес своего выдвиженца, а в свое оправдание намекнул, что напрасно ему доверял: «В этом правительстве нет места никому, кто является хищником или злоупотребляет своим положением. Если бы я мог повернуть время вспять, я бы вспомнил об этом и понял, что он не собирался извлекать какие-либо уроки и не собирался меняться, и я сожалею об этом». Наверное, подозревая о неискренности очередного раскаяния, министр здравоохранения Саджид Джавид и министр финансов Риши Сунак, поддержавшие своего начальника месяц назад на голосовании по вотуму недоверия, заявили о потере доверия к премьер-министру и его методам руководства. Экс-министр финансов написал по этому поводу в своем Твиттере: «Общество вправе ожидать, что правительство управляется должным образом, серьезно и компетентно. Пусть это будет моя последняя работа в качестве министра, но я верю, что за эти стандарты стоит бороться, и поэтому ухожу в отставку».
Затем поздно вечером 5 июля посыпались заявления об отставке чиновников рангом пониже: заместителя министра образования Уилла Куинса, заместителя министра финансов по экономическим вопросам Джона Глена, заместителя министра юстиции Виктории Эткинс и личного парламентского секретаря министра по делам бизнеса, энергетики и промышленной стратегии Фелисити Бучана.

На исходе дня 5 июля Джонсон с целью демонстрации стабильной работы правительства в спешном порядке назначил новым министром здравоохранения бывшего руководителя своего аппарата Стивена Баркли, новым министром финансов – Надхима Захави, возглавлявшего до этого министерство образования. Так Джонсон попытался стабилизировать ситуацию, осознавая, что в случае продолжения череды отставок, ему самому удержаться во главе правительства будет невозможно и бессмысленно.
Не могли оставить без внимания сложившуюся ситуацию лидеры оппозиции. Лидер лейбористов Кир Стармер выступил с заявлением: «После всей этой грязи, скандалов и неудач совершенно очевидно, что это правительство рушится, и министры консервативного кабинета отлично знали, что представляет собой премьер-министр. Все они были подпевалами на протяжении всей этой печальной истории, но британскую общественность не обманешь. Партия тори погрязла в коррупции, и смена одного человека этого не исправит. Только настоящая смена правительства сможет запустить так необходимые Британии перемены».

Советует Джонсону «уходить, и уходить немедленно» и лидер либерал-демократов Эд Дэйви, аргументируя тем, что консерваторы «дискредитировали нашу великую страну слишком долго».
Давно не в восторге от премьера и его однопартийцы по парламентской фракции, инициировавшие месяц назад голосование по вотуму недоверия, а также бывшие лидеры консерваторов Майк Хауард и Уильям Хейг, призывавшие Джонсона покинуть свой пост, несмотря на объявленное доверие. Джонсон же понадеялся на чудо, хотя и понимает, что победить с ним во главе на парламентских выборах его партии не удастся, а товарищи по партии давно ищут ему замену. Не исключено, что новым главой партии и премьер-министром может стать уже отставной министр финансов Риши Сунак, суперкомпетентный профессионал и харизматичный политик.
6 июля Джонсон во время двухчасового заседания нескольких комитетов палаты общин британского парламента вынужден был отвечать на вопросы депутатов. Снова несколько однопартийцев рекомендовали премьеру уйти в отставку. Дэвид Дэвис при этом заявил: «Шесть месяцев назад я призвал премьер-министра уйти в отставку, потому что даже тогда было понятно, что его подход к лидерству….. уже создавал множество проблем, которые парализуют правительство. Сегодня я призываю его сделать достойное дело – поставить интересы страны выше своих». Борис Джонсон на это парировал: «Если бы понял, что не могу продолжать… Задача премьер-министра в трудные времена, когда на нем лежит колоссальная ответственность, заключается в том, чтобы продолжить работу. Это то, что я собираюсь делать».

Вечером 6 июля стали известны новые подробности происходившего в палате общин, что еще больше усугубило шаткое положение Бориса Джонсона. Депутат от лейбористов дама-командор ордена Британской империи Диана Джонсон (однофамилица премьера) задала вопрос о его контактах с российским бизнесменом Александром Лебедевым, ранее служившим в КГБ СССР. На этот раз премьер ничего не отрицал.
Возможно, этот факт не имел бы большого значения, если бы не то обстоятельство, что именно Джонсон ходатайствовал перед королевой Елизаветой II о присвоении своему близкому другу Евгению Лебедеву, сыну бизнесмена Александра Лебедева, титула барона и назначения его пожизненным членом палаты лордов британского парламента. Согласно сложившейся традиции, королева обязана по представлению действующего премьер-министра давать согласие на назначение пэром любого гражданина Великобритании за заслуги перед государством. Так Лебедев-младший стал 19 ноября 2020 года бароном Лебедевым из Хэмптона в лондонском районе Ричмонд-апон-Темс и Сибири в Российской Федерации за заслуги в развитии медиа-индустрии (новоиспеченный барон является владельцем нескольких газет) и благотворительность.

Кстати, в это же время лордом стал и брат премьер-министра Джо Джонсон, который годом ранее покинул свою незначительную должность в аппарате одного из министерств в связи с несогласием с брекситом.
Английские спецслужбы предупреждали премьер-министра о вероятной угрозе Лебедевых для национальной безопасности страны, но, как сейчас утверждает газета Sunday Times, рекомендация служб безопасности была отозвана после личного вмешательства Бориса Джонсона.
Именно история с Лебедевыми может стать последним скандалом, который окончательно «добьет» Бориса Джонсона в качестве премьер-министра.
Тем временем стало известно, что к концу дня 6 июля правительство Джонсона покинуло около сорока чиновников различного ранга.

Согласно действующим в консервативной партии правилам, следующий вотум недоверия можно вынести премьеру только через 11 месяцев (если отсчитывать от сегодняшней даты). 6 июля агентство Bloomberg со ссылкой на свои источники, которые пожелали быть неназванными, сообщило, что высокие чиновники консервативной партии вместе с депутатами-тори палаты общин в самое ближайшее время обсудят изменение правил, которые не позволяют сместить Джонсона с поста лидера партии и премьер-министра, а голосование по смене руководства консерваторы планируют провести уже на следующей неделе. Также на 11 июля комитет консервативной партии назначил переизбрание своего высшего руководства, что означает стремление тори инициировать вотум недоверия Джонсону еще до начала парламентских каникул 23 июля.
В случае объявления вотума недоверия, Борис Джонсон лишится постов лидера консервативной партии и премьер-министра, но продолжит исполнять последнюю должность до избрания нового. У Джонсона останется время, чтобы инициировать роспуск палаты общин и назначение внеочередных парламентских выборов, на которых шансов у консерваторов немного. Посмотрим, пойдет ли непотопляемый Борис Джонсон на такую авантюру, которая не только не приведет к спасению его самого, но и угрожает сокрушительным разгромом его партии.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!
Рекомендуем

