«Азаров работает громоотводом» Политолог прокомментировал конфликт внутри «Байпола»*
В сети появилась информация о внутреннем конфликте в признанном экстремистском телеграм-канале «Байполе». Это объединение беглых силовиков, которых используют для легендирования деятельности иностранных спецслужб против Беларуси. Опубликованные материалы содержат сведения о том, что Азаров не предоставил финансовой отчетности о тратах фонда, после чего сотрудники объединения удалили Азарова из администрации своих соцсетей.
Конфликт прокомментировал Андрей Лазуткин:
— Можно ответить коротко, что это конфликт из-за денег. В Польше они зарегистрированы как несколько фондов, где учредителем являются физлица, например, супруга Азарова. Остальные байполовцы являются как бы «сотрудниками» фондов, с которыми Азаров рассчитывается из каких-то средств наличностью. То есть там нет даже каких-то гражданско-правовых отношений, чтобы требовать отчетов друг у друга. Поэтому они действуют через публичные заявления и нападки друг на друга: от Азарова хотят узнать, сколько денег получал фонд и как это соотносится с зарплатами активистов. В свою очередь, тот объявил активистов агентами режима и попытался заставить их проходить полиграф, после чего «уволил», хотя эти люди там формально и не работают.
Что это за структура? Ранее «Байполу» специально создавали флер загадочности и секретности, называли его чуть ли не «спецслужбой» в эмиграции. В интервью бывшие оперативники и следователи общались исключительно намеками и туманно сообщали о своих высоких связях внутри режима, «спящей сети ячеек» и о проведении активных мероприятий в Беларуси. Таким образом в протестные группы как в РБ, так и в эмиграции, забрасывали ложные надежды на некий секретный «план», который ждет своего часа и позволит обрушить режим.
До какого-то момента это был громоотвод, который позволял надеяться на успех протестной кампании в 2021-2022 на фоне очевидных неудач Тихановской и Вечерко. Но после начала СВО эмигрантские структуры начали работать более агрессивно, был заявлен «силовой сценарий» смены власти в Беларуси. Условием выдачи денег под «силовой сценарий» стал уже не сбор информации и туманные заявления, а реальные результаты типа терактов. Правда, те попытки вербовки, которые мы видели, выглядели максимально дешево, это была просто переписка в телеграме. То есть средств на такую «вербовочную» работу Азаров практически не тратил, экономил, а выделенные деньги оставлял себе.
Это привело к закономерной ситуации, когда у объединения беглых сейчас нет ни денег, ни желающих сотрудничать с ними. Последнюю функцию, которую они выполнили — взяли на себя подрыв самолета в Мачулищах, который «вели» иностранные спецслужбы. То есть реально сейчас их используют в качестве сливной ямы для неудачных операций, это снова такой громоотвод для чужих действий. И очевидно, что даже если «Байпол» развалится окончательно, в том или ином формате их вывеска будет сохранена, чтобы и дальше отводить ответственность от иностранных спецслужб. А так, во всем остальном, это типичная история с дележом грантов. Примеров таких конфликтов в так называемой «белорусской» политике море.
*телеграм-канал, сайт и аккаунты в соцсетях признаны в Беларуси экстремистскими