Меню
Голас Любаншчыны

Привет, мы из ЦИПСО! Как деанон приводит к трагедиям

цифровая безопасность

Сегодня все больше личной информации пользователей переводится в «цифру» и загружается в интернет. Параллельно появляется все больше возможностей и для тех, кто хочет извлечь выгоду из этих данных.

Одним из инструментов злоумышленников является деанон, который западные спецслужбы в последнее время стали активно применять, в том числе для установления личности и определенной закрытой информации о военных объектах.

На примере специальной военной операции России в Украине рассмотрим основные способы получения данных с использованием Сети.

«Привет, давай знакомиться!»

После начала СВО украинские и западные спецслужбы начали кампанию по установлению пользователей Сети из числа российских военнослужащих, применяя активные методы деанонимизации. Главная цель — сбор личной информации о представителях российских вооруженных сил, членах их семей, в том числе для последующего шантажа и угроз, а также выявления военных объектов, вооружения и техники для дальнейшего нанесения ударов по ним.

Способы использовались разные. Доходило до того, что некоторые российские военнослужащие раскрывали свои личные данные и места дислокации военных объектов только по причине своей беспечности.

Механизм прост: берется фотография реальной девушки из какого-нибудь онлайн-сервиса, придумывается псевдоним, а дальше по геотегам идет поиск молодых мужчин в возрасте от 18 до 30 лет в указанном населенном пункте или вблизи него. Затем осуществляется виртуальное знакомство с целью выяснения необходимых сведений.

Так, группа хакеров узнала от разведки Украины, что где-то рядом с Мелитополем дислоцируется российская военная база. Но ее месторасположение, штат, задачи и другая закрытая информация были недоступны. Для того чтобы выяснить все необходимое, хакеры создали в соцсетях профили привлекательных девушек и якобы от их имени знакомились с солдатами, которые предположительно служили на этой базе. Военные стали отправлять хакерам свои фото. Некоторые даже позировали в военной форме или на фоне военных объектов. Виртуальные «собеседницы» не унимались: «Давай обменяю свою фотографию на твою, где ты возле классного танка или боевой машины…»

ВС россия

В результате за определенный период времени в распоряжении спецслужб оказалась уникальная информация о примерной численности воинской части, укомплектованности вооружением и точное место дислокации. Через несколько дней ВСУ нанесли удар по российской базе…

«Хотите узнать судьбу родственника в СВО? Пришлите нам данные о нем»

После начала СВО военнослужащие российской армии длительное время не выходили на связь с родными и близкими: во время выполнения боевых задач пользоваться мобильными телефонами категорически запрещено.

Этим и воспользовались беспринципные ЦИПСО (центры информационно-психологических операций), которые стали массово плодить фейки о тысячах взятых в плен российский бойцах. Одновременно в интернете появились сайты и боты, предлагающие по фамилии, имени, отчеству, дате рождения и данных о месте службы узнать, есть ли человек в списках погибших или попавших в плен.

Узнав о таких сервисах, родственники военнослужащих начали оставлять данные о сыновьях, отцах, братьях и других участниках СВО. В последующем вся эта информация прямиком поступала в ЦИПСО, а далее — в базы данных спецслужб.

Таким образом, родственники из благих намерений оказали военнослужащим медвежью услугу. И в какой момент этой информацией воспользуются, когда она всплывет — остается только догадываться.

«А ты записался на курсы беспилотников?»

Есть и другие примеры деанонимизации. Например, когда под различными предлогами (включая поступление на онлайн-курсы/обучение и др.) военнослужащему предлагается заполнить онлайн-форму и сообщить имя, фамилию, контактную информацию, а в некоторых случаях и номер воинской части.

Например, в конце ноября ряд телеграм-каналов разместил рекламу якобы российской школы по обучению управления дронами под названием RU DRONE SCHOOL. Преподносилось все таким образом, как будто это учреждение бесплатно обучает российских военных работе с беспилотными авиационными комплексами для последующего применения полученных данных в зоне СВО.

Для придания статуса «школе», на ее сайте сообщалось, что образовательное учреждение якобы финансирует грант «Роскосмоса». Интересен и набор спонсоров: крупные российские банки, государственные предприятия, МГИМО, китайский производитель дронов и даже управление делами Президента России.

Однако госкорпорация не разыгрывала такой грант, а другие организации и вовсе не знали о существовании подобной школы. При детальном изучении выяснилось, что домен сайта расположен на украинском хостинге, который после начала СВО отказался сотрудничать с российскими компаниями.

Это первое, что должно было смутить пользователей. Дальше — больше. На поверку вышло, что никакой бесплатной российской школы обучения вообще не существует. Зато есть украинская UA DRONE SCHOOL, расположенная в Киеве и ведущая обучение ВСУ с апреля.

Примечательно, что для записи на обучение требовалось заполнить онлайн-форму и сообщить имя, фамилию, контактную информацию, а также номер воинской части. Причем пункт о номере воинской части — обязательный, его нельзя пропустить. Данные человека, заполнявшего анкету для поступления в якобы российскую школу БПЛА, автоматически попадали в базы украинских спецслужб.  

Таким образом, хозяева киевской школы решили совместить приятное с полезным и помимо обучения солдат ВСУ управлению дронами начали собирать для украинских спецслужб информацию о российских военнослужащих. Для этого они сделали клон сайта украинской школы и заменили в тексте все, что связано с Украиной, на Россию. Причем дизайн сайта не изменили даже минимально.

Социальная инженерия — главное оружие кибершпионов

Чаще всего кибершпионы (те, кто охотится за личными данными в интернете) прибегают к приемам социальной инженерии — психологического манипулирования людьми для совершения определенных действий или разглашения конфиденциальной информации. А для этого используют информационные поводы, которые сейчас волнуют общество.

Пример — объявленная в сентябре в России частичная мобилизация. Буквально сразу же в интернете появился ресурс, на котором якобы можно было проверить, подлежит ли гражданин призыву в рамках частичной мобилизации. Для этого нужно было просто ввести его личные данные и часть, где он служил или к которой приписан со своей военно-учетной специальностью. То есть еще не все доехали в военные комиссариаты, а в спецслужбы Запада и Украины стали стекаться сведения о тех, кто предположительно в ближайшее время пополнит строй российской армии. И сайт снова размещен на иностранном хостинге — в голландском городе Дронтон… Ну подумайте: разве будут госструктуры публиковать такие сведения в открытых источниках, ведь на кону — национальная безопасность, которой сегодня уделяется особое внимание.

Улыбайтесь, вас снимают!

Все эти случаи — результат беспечности самих людей. Но есть примеры, когда военнослужащие или иные граждане просто теряли бдительность в довольно обыденной ситуации и становились жертвами киберпреступников.

Подобный случай произошел в Беларуси в одном из отделений почты.

…Группа российских военнослужащих прибыла в отделение, чтобы отправить или забрать письма и посылки от своих родственников. Сверху над столом, где принималась и выдавалась корреспонденция, были установлены видеокамеры. К ним в это время подключились киберпреступники, осуществившие взлом системы. То есть хакеры имели доступ к видеокамерам из любой части мира.

цифровая безопасность

В один из моментов, когда российский военный начал разбирать конверты на столе, камера видеонаблюдения зафиксировала лица, личные данные и номера телефонов военнослужащих и их родственников.

Спустя несколько дней эти сведения появились в интернете, причем не только с фамилиями, но и с описанием содержимого посылок…

* * *

Вот так потеря персональных данных может привести не только к шантажу и угрозам со стороны украинских и западных спецслужб, но и к банальным финансовым потерям.

Поэтому не передавайте и не предоставляйте сведения из документов, а также сканы и личные фотографии кому бы то ни было (чужим людям, различным сервисам, магазинам), особенно с использованием сети Интернет. Не разглашайте персональные данные и не раскрывайте подробности личной жизни или служебной деятельности посторонним.

Для того чтобы не попасть на уловку спецслужб и мошенников, необходимо соблюдать следующие правила:

  • быть предельно внимательным и не сообщать свои персональные данные тем, чья личность вызывает хотя бы малейшее подозрение;
  • не выставлять в сети Интернет фото в военной форме и с военных объектов;
  • при общении с местными жителями не раскрывать свои личные данные, данные сослуживцев и места дислокации военных объектов;
  • не размещать в социальных сетях личные персональные данные и данные родственников;
  • не размещать контактные данные (номер телефона или адрес электронной почты позволяют легко вычислить настоящие аккаунты других людей).
  • необходимо использовать разные аватарки (избегать одних и тех же картинок или фотографий) на разных социальных площадках. Таким образом можно обезопасить себя от сопоставления ваших аккаунтов;
  • во время регистрации новых аккаунтов необходимо внимательно смотреть, где вы ставите галочки. Часто в таких ситуациях человек, по сути, дает зеленый свет на слив персональной информации в Сеть, где ее найдет и использует любой желающий.

Владислав Листьев

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

цифровая безопасность
ГУ" Березинский районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59