Меню

Почему Запад богатый, а третьи страны мира – бедные? Разъясняет российский политэконом

Почему Запад богатый, а третьи страны мира – бедные? Разъясняет российский политэконом
Фото: Светлана Курейчик

В предыдущих трех частях интервью с российским политэкономом Олегом Комоловым мы разобрались со сменой системных циклов накопления капитала и сопровождающих их процессах глобализации и деглобализации. Выяснили, почему и в какой момент капитал начинает направляться на финансовые рынки и на развитие нового технологического уклада. В заключительной части поговорим о том, что касается непосредственно нас: о положении России и Беларуси в мировой капиталистической системе.

— В 2008 году разразился мировой финансовый кризис. Почему он произошел?

— К 2008 году на финансовом рынке образовались гигантские пузыри, которые стали следствием неадекватной оценки активов относительно их реальной стоимости. Как так случилось? Когда акции все покупают и покупают, цена на эти акции будет расти. И уже на важно, сколько на самом деле стоит тот или иной бренд. Важно, что его акции стоят все дороже, что кто-то их покупает в надежде потом их перепродать.

Эти спекуляции запускают процесс роста стоимостного курса акций для спекулятивной прибыли. Но где взять столько денег? С периферии: китайские, российские, деньги всех стран, которые являются экспортно ориентированными.

— Можете разъяснить, как работает эта схема на примере России?

— Сразу замечу, что она работала до февраля 2022 года. Будет ли и дальше работать, пока не ясно.

Так вот, Россия продает товары на внешний рынок, в основном сырье, и получает, к примеру, за год экспортную выручку 400 млрд долларов. Тратит только 300 млрд на импорт. В итоге остается 100 млрд. Куда они уходят? Они как раз ушли на западные финансовые рынки.

Белорусский собственник в лице государства оказывается более эффективным и более сознательным в сравнении с российским частным собственником.

Зачем? Это интерес самого российского капитала. Образно говоря, не было бы Илона Маска без Алишера Усманова (российский олигарх – Авт.). Олигархи выводят капиталы на западные рынки, и они там превращаются в дополнительный спрос на американские активы. Т.е. спрос на акции накачивается деньгами с периферии, в т.ч. из России, и финансовый рынок начинает расти еще больше. Происходит массовый отток капитала из периферии в центр.

— Почему российское руководство не препятствует этому оттоку капитала?

Владимир Путин не раз говорил: давайте проведем деофшоризацию, давайте прекратим отток капитала из страны. Но ничего для этого не делается, только слова. Почему? Потому что само государство очень заинтересовано в том, чтобы из страны уходил капитал на Запад.  И оно всегда подчинено интересам господствующего класса. Им у нас, в России, является сырьевой олигархат.

Для того, чтобы обеспечить лучшие условия хозяйствования российскому олигархату, государство проводило определенную финансовую политику. Помимо прочего, оно совершенно не препятствовало оттоку капитал за рубеж. Чем сильнее капитал уходит за границу, тем меньше этого капитала в виде долларов, евро в стране и тем дороже они становятся. Эта валюта представляет собой ту самую экспортную выручку, которая в страну сначала приходит, а потом в значительной степени уходит на западные финансовые рынки.

30 российских рублей за доллар — реальный курс, но его искусственно завышают ради выгоды экспортеров.

Стоимость долларов и евро выражается в виде валютного курса. В России сейчас после всех укреплений рубля доллар стоит меньше 60 рублей. Это все равно очень дорого, не должен доллар столько стоить.

— А какова должна быть его цена?

— Есть такой показатель, как паритет покупательной способности, который позволяет оценить реальную покупательную способность разных валют. Надо взять 1 доллар в США и посмотреть, сколько на него можно купить, потом взять эти же товары и посмотреть, сколько они стоят в России. Примерно они стоят 30 рублей. Значит 1 доллар равен приблизительно 30 российским рублям по паритету покупательной способности. Реальный курс доллара намного слабее, чем нам продают его в обменных пунктах.

— Почему так?

— Это выгодно экспортерам. Они доллары зарабатывают, а потом внутри страны продают. Им лучше продать не по 30, а по 75, например. Чем слабее рубль, чем дороже доллар, тем выгоднее российским олигархам. И государство, как институт, действующий в их интересах, всячески способствовал тому, чтобы доллар был дорогой валютой, не позволял рублю укрепляться. Именно поэтому государство не препятствовало вывозу капитала: чем меньше долларов внутри страны, тем дороже доллар. Кроме того, государство и само активно скупало доллары с валютного рынка и ставило их в резерв.

— Но зачем государству нужно накапливать такие огромные резервы?

— И которые, кстати, сейчас арестовали. Арестовали, а вроде никакой паники и нет. Т.е. государство наше особенно и не беспокоится, что их арестовали. Почему? Потому что эти резервы и не нужны никому были, как ни странно.

Накопили 600 млрд, а никто тратить их не собирался, зачем нужны эти резервы? Просто чтобы куда-то деть доллары. Их же нельзя просто сжечь. Это бумажки долларовые можно сжечь, а доллары на счетах вы же не сожжете. Значит нужно со счета взять и куда-то перевести, чтобы они не были в свободном обращении. Чем меньше долларов в свободном обращении, тем выгодней какому-нибудь Потанину, который потом, продав никель за рубеж, выгодно продаст доллары внутри страны, получит большую рублевую выручку, с которой заплатит налоги, выдаст зарплату работникам и т.д. Т.е. снизит издержки внутри страны.

— И для этого валюту хранили в заграничных банках, вкладывали в западные активы?

— Да, их нужно было куда-то деть из страны, чтобы в России долларов было поменьше. Все это шло на западные рынки и способствовало их гипертрофированному росту. И Китай точно так же поступал, и другие экспортно ориентированные страны.

Россия и Беларусь уже сегодня в условиях жесткой санкционной политики находят общие пути конструктивного сотрудничества с теми сегментами гражданского общества, представителями политических, экономических, культурно-гуманитарных и иных групп, которые станут важным элементом формирования новых принципов международных отношений в условиях многополярного мира.

Таким образом, из периферии деньги шли в центр, способствовали финансиализации мировой экономики и росту финансового сектора западного мира. В итоге это привело к дисбалансу между финансовым и реальным секторами, и произошел финансовый кризис 2008 года. С тех пор ищут пути, как это все преодолеть, но для того, чтобы перейти к новым принципам экономического развития, нужно отказаться от старого мира и перейти к какому-то новому. Вот сейчас этот процесс и происходит.

 — Почему вы рассматриваете Россию как полупериферийную страну?

— После распада СССР Россия была региональным лидером, поскольку у нее была своя периферия в лице постсоветских республик и при этом сама Россия находилась в зависимом положении от стран центра.

Средняя Азия — поставщик дешевой рабочей силы в Россию, по крайней мере была до недавнего времени. С 2014 года у нас все меньше и меньше мигрантов из Средней Азии, потому что рубль был очень слабый. Поэтому мигрантам лучше поехать в Южную Корею, Китай, Индонезию. Но, тем не менее, в России они все равно еще есть.

— Беларусь – тоже российская периферия?

— Да, потому что торговля, теперь уже точно, ведется в российских рублях. Значит, Россия, условно, может напечатать рубли, как Америка доллары, и купить на них все, что нужно. До нынешнего года Беларусь продавала России, к примеру, трактор за рубли, а нефть покупала за доллары. В этом выражается неэквивалентный обмен.

Поэтому Беларусь – читая периферия России, на которую российский олигархат скидывает свои экономические потрясения. То же самое – Киргизия, Казахстан и Армения, плюс Средняя Азия, которая была поставщиков самой качественной, самой лучшей рабочей силы.

— Есть ли у вас какие-то предложения для Беларуси?

— В целом как раз много чего из опыта Беларуси хорошо бы позаимствовать России. Хотя бы по доли государства в активах, социальной политике. По целому ряду Беларусь опережает Россию, в частности в 2019 году по индексу человеческого развития, а также по темпам роста ВВП.

Понятно, что Беларусь в значительной степени зависит от России, но все же очевидно, что у вас хозяйствование более умелое. В Беларуси ниже износ основных фондов в экономике, когда в России он просто гигантский и растет постоянно. Это говорит о том, насколько расточительным является российский хозяин и насколько эффективен белорусский.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59