Узнали, что на столе у школьников Логойска и есть ли там место фастфуду
Что так любят есть наши дети? Пицца, бургеры, чипсы, фри, запиваемые газировкой, — такой набор из любимых блюд, пожалуй, озвучит каждый второй ребенок. Ну а тех, кто назовет среди кулинарных предпочтений салат из свежей капусты или овсяную кашу из цельной крупы, вряд ли очень быстро найдешь в детском сообществе. К сожалению, фастфуд плотно засел в нашем рационе, став каким-то праздничным атрибутом.
Виноваты в этом взрослые, которые привыкли награждать своих чад походом в любой из ресторанов быстрого питания. И они же потом говорят про плохой аппетит у детей, которые почему-то отказываются есть паровые котлеты.
О том, что обязательно должно быть в школьном меню и как оно формируется, корреспондент «Минской правды» узнал у технолога школьного питания Центра по обслуживанию деятельности бюджетных организаций Логойского района Ольги Леонец.
— Ольга Николаевна, не секрет, что в режиме дня школьника, который много энергии затрачивает на учебу и активные виды деятельности, особое место занимает питание. Оно важно еще и по той причине, что речь идет и формирующемся организме, которому нужен качественный строительный материал. Сколько школьников в Логойском районе охвачено горячим питанием?
— На 1 ноября горячее питание в школах получали 4288 учащихся. Более того, 3032 школьника из льготной категории питаются в школьных столовых за счет бюджета. Это дети, зарегистрированные в сельской местности, ребята из многодетных семей, дети-инвалиды.
В 2020 году в третьей школе Логойска открылась собственная столовая. До этого учащиеся получали привозные обеды. Сегодня все школы района имеют свои пищеблоки.
Отмечу, что во всех школах района работают собственные пищеблоки со штатом поваров. Привозного питания нет ни в одном из учреждений. Значит учащиеся получают качественную, горячую и свежую еду. А это важно для здоровья.
— Какими документами руководствуется технолог при разработке перспективного меню и почему школьные повара не могут самостоятельно заниматься его составлением?
— В первую очередь мы руководствуемся санитарно-гигиеническими требованиями, предъявляемыми к детскому питанию. Формируя рацион, учитываем калорийность блюд и их выход, где учитываются возрастные особенности детей, оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов, даже сезонность. Словом, в работе технолога много математических вычислений, чем школьному повару просто некогда заниматься, учитывая нагрузку. Ему гораздо проще работать с перспективным меню, где четко расписаны все нормы закладки и выхода блюд.
Более того, мы зависим от поставщиков. Поскольку нет складов для хранения, а завоз продуктов в учреждения образования кольцевой с созданием запаса на два-три дня, то и меню формируется из тех продуктов, что есть в наличии.
— Как закупаются продукты? Согласитесь, что поставщиков много, а цены у них очень разнятся.
— В начале года мы проводим электронный аукцион на поставку продуктов. Это позволяет работать без перебоев и нарушения графиков.
Как правило, продукты привозит мелкооптовая база, так как сотрудничество с производителями требует закупки крупных партий. Хранить их длительное время нецелесообразно, да и условий у нас таких нет.
Заявки в течение года поставщикам делают школы, опираясь на перспективное меню и свои потребности. Механизм отлажен и работает по алгоритму.
Что касается цены, то, безусловно, мы выбираем оптимальную. Кстати, часть продуктов поставляют местные производители. Так, хлебобулочные изделия ежедневно завозятся из логойского филиала Минского облпотребсоюза. Они же обеспечивают нас говядиной высокого качества по одной из самых низких цен в области.
В период оздоровительных кампаний местные производители обеспечивают нас еще и выпечкой.
— Кто формирует штат поваров школьных столовых? И есть ли кадровые проблемы на пищеблоках?
— На работу школьных поваров принимают в учреждениях образования. Как правило, коллективы постоянные. Но если где-то возникают проблемы, наш центр оказывает помощь, в том числе и в подготовке поваров за бюджетные средства.
Отмечу, что к началу учебного года ни одна из школ не остается без работников пищеблока.
— Если говорить о меню в целом, то и 20-30 лет назад оно было примерно таким же. Каши, запеканки, гуляши — классика жанра. Почему блюда почти не меняются десятилетиями?
— Блюда меняются, появляются новые технологические карты. Они, собственно, и являются основой для формирования меню. Каждая из карточек утверждается Министерством здравоохранения — и все параметры блюд выверяются до граммов. Создаются сборники для школ и детсадов. И это главные настольные книги технолога. Творчеству тут нет места.
— То есть пиццам, бургерам и прочим «вкусняшкам» в школьной столовой нет места?
— Дети большую часть времени проводят в школе. Для полноценного роста ребенок должен получать питание, правильное и здоровое. И это, в моем понимании, классический обед из первого, второго и третьего. Ну а бургер — просто перекус, причем не такой полезный, как хотелось бы. Дети их и так съедят, в выходные дни или после уроков. И делать акцент на фастфуде не стоит, как и формировать у детей вредные привычки.
Специалисты отмечают, что самый хороший аппетит у первоклашек. Скорее всего, привычку съедать здоровый школьный обед сформировали в детском саду. И чем старше школьники, тем критичнее их отношение к классическим обедам.
От них, к большому сожалению, мы и страдаем. Дети не хотят видеть в своей тарелке котлету, приготовленную на пару, кашу или овощной суп. Это, по их мнению, не так аппетитно. Но мы обязаны говорить им о том, что любая еда должна приносить пользу организму. Когда дети это поймут, и салаты, и паровое мясо будут уходить в первую очередь.
— Что вы можете сказать о качестве поставляемых продуктов?
— Все продукты, которые мы получаем, имеют сертификаты качества. Более того, если говорить про мясо или рыбу, то они только в виде филе. Поэтому рыба с костями или мясо на косточке в состав блюд не входят.
Повара также строго следят за соблюдением сроков годности, регулярно проводятся проверки как центром гигиены, так и нашей службой.
— Понятно, что школьные столовые работают по перспективному меню. А что, если какое-то из блюд не нравится большинству ребят, если ли у них право на претензию?
— Безусловно, такое право есть. Например, много нареканий поступало на печеночные оладьи. Дети, в принципе, не очень любят печень как продукт. Поэтому пришлось искать альтернативу.
Ну если говорить о предпочтениях, то всегда популярны оладьи, запеканки, куриные котлеты с картофельным пюре, сырники.
Мы тоже можем быть гибкими и заменить то, что ребятам не нравится, на более приемлемое для них блюдо.
Предпочтение в школьных столовых отдается посуде из нержавейки. Она и безопасна, и гигиенична.
— Ольга Николаевна, а сколько стоит школьный обед?
— Цена формируется согласно нормам, установленным правительством. Сейчас обед стоит от 1,69 до 1,96 в зависимости от возрастной категории детей. Трехразовое питание в день обойдется в 3,67, но его получают только ребята, которые посещают продленку.
Такие же цены и на селе, где дети получают бесплатное питание. Единственный нюанс — овощи, которые выращивают на пришкольных участках. Это позволяет удешевлять обеды, а, значит, делать их более разнообразными, дополняя, например, выпечкой, фруктами или сладостями к чаю, а также соленьями и вареньями собственного изготовления.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!