Что станет с рынком электроники после инаугурации Трампа?
Уходящий високосный год запомнился нам большим количеством происшествий, и дело не в приметах или суевериях. Так вышло, что ежедневная информационная повестка состояла из неприятных и часто шокирующих вестей, генерируемых, прежде всего, США. Союзное государство, со своей стороны, радовало преимущественно лишь положительными известиями. Таковы реалии.
Главными событиями наступающего 2025 года для нас, несомненно, станут выборы Президента и 80-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В Штатах же, которые продолжают давить на весь мир необдуманными поступками, произойдет действо, на которое многие возлагают надежды: 20 января в Вашингтоне состоится инаугурация Дональда Трампа. Его политика может изменить положение дел на планете, и не только в лучшую сторону. В разрезе предстоящего мероприятия интересно — как вступление в должность нового главы США отразится на мировом рынке электроники.
Бизнес или блеф?
Трамп — известный бизнесмен и, что немаловажно, отъявленный популист. Во время первого президентского срока он часто принимал непредсказуемые и весьма жесткие решения, направленные на ущемление интересов деловых сообществ разных стран: санкции, угрозы, террор в том или ином проявлении — все это про господина Дональда. Не изменяет он себе и сегодня: еще не вступив в должность, хвастается, что завершит конфликт на Украине за несколько часов, решит вопросы с миграцией в родной стране, «накажет» Евросоюз и возвысит американские корпорации. Последним он готов помочь путем введения 100% пошлин на импортируемые товары, в том числе — электронику из стран БРИКС. Формально причина такого анонсированного вероломного поведения — злость Трампа на Россию, Китай, КНР, Индию и другие державы, входящие в организацию, из-за их желания создать валюту, альтернативную доллару или использовать свои денежные средства (рубль и юань, к примеру) для расчета друг с другом (в том числе — посредством новой платежной системы BRICS Pay). По факту же республиканец-коммерсант осознает, что если он не закроет путем введения заградительных пошлин свой рынок для продукции из КНР и прочих технологически развитых государств, звездно-полосатые компании, а руководители многих из них — друзья и соратники Трампа — останутся не у дел и потеряют миллиарды долларов, ввиду обрушившегося спроса на их электронику и комплектующие.
Все, кроме демагога Дональда, понимают, что такой шаг — это чудовищный удар по отрасли, который затронет многочисленные IT-компании планеты. Недавно министр торговли Малайзии (а эта страна уже согласилась, как сообщило на днях агентство ТАСС, стать страной-партнером БРИКС) Тенгку Зафрул Абдул Азиз заявил, что 100-процентные пошлины могут обрушить весь полупроводниковый сектор (сегодня современная электроника, не зависимо от вендоров ее производящих, очень нуждается в передовых процессорах). В настоящее время Малайзия является относительно крупным торговым партнером США, а компании из Америки инвестируют огромные деньги в местный технорынок: около 13% глобального бизнеса по сборке, тестированию и упаковке чипов приходится на это азиатское государство.
Самое интересное, что в мире вообще нет стран, которые полностью производят микросхемы для техники самостоятельно — кооперация в этой сфере очень важна. Более того — она просто необходима: кто-то поставляет материалы для схем, кто-то — «выпекает» чипы, кто-то — собирает их, ну а кто-то — испытывает и пакует. Начав раскачивать лодку, бездумно повышать пошлины и ссориться с крупными IT-фирмами, Трамп развалит всю мировую схему взаимодействия игроков полупроводникового рынка. И тайваньская компания TSMC (производящая львиную долю чипов), на которую возлагает надежды будущая администрация Белого дома, сама не сможет обеспечить ненасытный и постоянно растущий сегмент полупроводников необходимой продукцией. В той или иной мере пострадают все — и высокомерный бренд Apple, и гигант Google, и китайские, а также корейские и европейские производители электроники.
Более того, столкнувшись с ультиматумом со стороны США, многие компании еще больше нарастят темпы обособления от ненадежного и истеричного заокеанского «партнера» и всеми силами попытаются найти другие рынки сбыта. Это для них станет уже принципиальной позицией. Какой там доллар, когда на кону стоят технологический суверенитет и колоссальная прибыль (а она ценна в любой валюте)!
Полупроводники — это не только, как считают эксперты, «новая нефть», но и причина глобальных конфликтов: растущий интерес к искусственному интеллекту, «умным» автомобилям, «продвинутым» смартфонам и компьютерам, боевым дронам требует все большего количества полупроводниковых кристаллов. И кто сможет произвести и реализовать их много (и чем более совершенными они будут), тот и сможет выиграть будущие «электронные сражения».
Пока же, как видим, Трамп роет яму не только своей стране, всеми способами угрожая ее партнерам и грозя «баксом», но и десяткам концернов со всего света, а также, опосредованно — потребителям техники: любые препоны однозначно приведут к росту цен на полупроводники, невзирая на их «прописку».
Возможно, будущий президент США блефует, дабы заранее напугать БРИКС и заставить ассоциацию работать по его правилам. С другой стороны, если это не притворство и Трамп действительно введет максимальные пошлины на товары из стран БРИКС, включая полупроводники, в среднесрочной и долгосрочной перспективах ничего страшного не произойдет — на глобальном рынке будет запущен процесс активной диверсификации, результат которого добьет и без того проблемную экономику Штатов. На короткой дистанции, да, возникнут проблемы — удорожание чипов, торможение процессов их производства, сложности с логистикой. Ну так, становление полноценного многополярного мироустройства — процесс непростой и весьма длительный. Но итог борьбы за равноправие однозначно превзойдет все ожидания, хоть для его достижения и придется приложить недюжинные усилия всем адекватным государствам.