Меню

Что стоит за третьим сроком Си Цзиньпина?

Си Цзинпинь

На последнем пленарном заседании Всекитайского собрания народных представителей Генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин единогласно в третий раз избран на посты председателя Китайской Народной Республики и председателя Центрального военного совета, чего не был удостоен ни один из его предшественников. Напомним, что идеи Си Цзиньпина, как теоретика партии, внесены в программные документы КПК наряду с идеями Мао Цзедуна и Дэн Сяопина.

Уже во время второго срока нахождения у руля власти Си Цзиньпина было заметно, что он постепенно отказывается от утвердившегося со времен Дэн Сяопина принципа ротации высших руководящих кадров, стремясь сосредоточить всю полноту власти в своих руках с целью успешного проведения социальных реформ, чем сторонники председателя КНР постоянно обосновывали постепенный демонтаж сложившейся политической системы.

Изменение системы принятия кадровых решений на высшем уровне произошло не одномоментно: уже на предпоследнем, ХІХ съезде КПК в октябре 2017 года, была изменена действующая ранее система, когда в состав Постоянного комитета Политбюро вводились два новых члена из состава Центрального Комитета Компартии, причем, всегда 62-летнего возраста. Таким путем в Постоянный комитет в свое время вошли Цзян Цзэминь, Ху Цзиньтао и сам Си Цзиньпин. Это делалось для того, чтобы вошедшие в Постоянный комитет новые люди учились у действующего Генерального секретаря и его «правой руки» и будущего премьера Госсовета всем премудростям коллективного руководства, а на следующем, четном, съезде партии, занять их посты. На ХІХ съезде этого не произошло, что говорило о том, что товарища Си заменить просто некому.

Почему Си Цзиньпин решил отказаться от действующих ранее принципов?

Во-первых, как говорят в Постоянном комитете Политбюро, для проведения болезненных социальных реформ, призванных устранить имеющее место неравномерное распределение богатства, рискующее перерасти в экстремальное неравенство, необходима «сильная рука», а не коллегиальное руководство. Во-вторых, новые цифры грядущего экономического роста, утвержденные на будущую пятилетку, достаточно скромные. В-третьих, китайская экономика с достижением высшей точки своего развития требует поиска новых триггеров роста, переориентации с экспорта на внутреннее потребление, что приведет к изменению статуса экономики, бывшей раньше глобальной фабрикой. Все эти факторы требуют, по мнению нынешнего руководства, серьезной трансформации политического режима.

Насущные проблемы Китая, лежащие в плоскости значительного замедления темпов роста экономики, «демографическая яма», значительное сужение инвестиционной базы из-за рубежа, могут подорвать конкурентоспособность китайской экономики в глобальном масштабе. Эти проблемы не могут быть решены косметическими полумерами. Необходимы глубокие структурные реформы, для успешного проведения которых нужен консенсус в рядах правящей элиты. В системе коллективного руководства, выстроенного в 1982 году Дэн Сяопином, выработать консенсус затруднительно, поскольку главу партии и государства окружают, с одной стороны, «старшие товарищи», а с другой, преемники. Это обстоятельство и вынудило Си Цзиньпина консолидировать власть в своих руках, расставив на важнейшие посты в партии и государстве своих сторонников, после чего, взяв на себя всю полноту ответственности, можно беспрепятственно заняться преобразованиями без оглядки на «коллективное руководство».

Если говорить о перспективах, то концентрация всех властных полномочий в руках Си Цзиньпина и узкого круга его соратников должна поспособствовать Китаю в решении целого ряда масштабных проблем и вывести страну к безоговорочному статусу ведущей мировой державы.

Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы узнать первыми обо всем, что происходит в Беларуси и мире: Telegram Instagram | ВК | | OK Дзен

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59