Вступление Косово и Сербии в ЕС в обмен на мир?
Посещение эмиссарами США и Европейского Союза Белграда и Приштины с целью не допустить дальнейшей эскалации конфликта ни к чему не привели несмотря на то, что неоднократно предлагались варианты мирного урегулирования.
Между косоварами и сербами на протяжении многих лет постоянно возникают конфликты различной интенсивности, а уговоры западных лидеров и их эмиссаров, несмотря на первоначальное согласие с ними, затем подвергаются ревизии или вовсе игнорируются.
Теперь мы наблюдаем, что Евросоюз решил примирить косоваров и сербов весьма оригинальным путем: им могут предложить в ускоренном порядке вступить в ЕС, получив при этом увеличенную финансовую помощь. Причем это предлагается не только Косову и Сербии, но и Албании, Боснии и Герцеговине, Черногории и Северной Македонии, только в обмен на реформы.
Надо заметить, что в недалеком прошлом ЕС вовсе не демонстрировал подобных намерений. Почему же так радикально они изменились? Имеют ли эти изменения отношение к нормализации отношений?
Стремясь окончательно погасить тлеющий на Балканах конфликт, Европа преследует цель не помочь примириться сербам и косоварам, а беспрепятственно продолжать оказывать помощь Украине. Логика здесь в том, что в случае настоящего воспламенения Балкан внимание Запада переключится на это направление в ущерб Украине.
Любой вооруженный конфликт на Балканах, а тем более, большая война, способны рассредоточить внимание европейцев и американцев, что, как считают на Западе, только на руку России, ведущей спецоперацию на Украине. В случае же, если Россия выступит арбитром во внутрибалканском конфликте или посредником для его урегулирования, то Запад вообще потеряет свое влияние в регионе. Поэтому, выступая с привлекательной для Западных Балкан инициативой, Евросоюз окончательно хочет вытеснить отсюда Россию.
Можно допустить, что, руководствуясь такими соображениями, Евросоюз организовал и спровоцировал очередной конфликт между косоварами и сербами, а его предыдущие инициативы, мягко скажем, не всегда соответствовали запросу двух сторон балканского конфликта, что, по сути, замораживало конфликт или провоцировало эскалацию, создавая почву для подобного рода многоходовочек.
Предложения к обеим сторонам конфликта и ко всем остальным государствам Западных Балкан в срочном порядке вступить в Евросоюз можно расценивать как попытку Брюсселя сохранить свой имидж и выставить себя непричастными к конфликту, одновременно выступив эффективным миротворцем, называя нормализацию отношений непременным предварительным условием вступления в ЕС. Только в этом случае Брюссель и Вашингтон льют воду на мельницу Косова, считая, что в обострении виноват только Белград, потому что Приштина вроде бы согласна провести перевыборы мэров в четырех населенных преимущественно сербами городах.
Вступление в ЕС государств Западных Балкан по ускоренной процедуре или продолжение их бессрочного кандидатства совершенно не влияют на процесс нормализации в Косово, потому что для этого нужны политическая воля и желание народов и политических элит в Приштине и Белграде, а также конструктивная позиция Брюсселя и Вашингтона, а не стремление к половинчатым решениям и заморозке конфликта.
Имеющий место конфликт, а тем более, его разрастание не выгоден Западу, но не с точки зрения желания нормализации, а с позиции распыления сил, средств и внимания, которые должны быть максимально сосредоточены сейчас на Украине. Запад уже не может контролировать все конфликты, им же спровоцированные, чем загнал себя в угол.