Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

Подмостки доброты. Как в Смолевичах воспитывают юных актеров

Подмостки доброты. Как в Смолевичах воспитывают юных актеров
Фото: автора и из архива «Смоляриков»

Очередной материал из нашей рубрики «Smolewood-ART», в котором мы рассказываем о творческих личностях и объединениях Смолевиччины, посвящен образцовому театральному коллективу «Смолярики» районного центра культуры и народного искусства. Руководят коллективом Таисия и Анастасия Дорожинские — мама и дочка, они же коллеги. Творческий тандем вот уже пять лет воспитывает маленьких артистов.

— Так, девочки, все на сцену, работаем, — командует Анастасия, — и на помост одна за другой быстрой стайкой поднимаются хрупкие девочки в черных гимнастических купальниках и юбках в пол. Сценическая жизнь здесь прерывается меньше, чем на месяц, когда педагоги уходят в отпуск, все остальное время здесь оттачивают мастерство. Отшлифовывают пластику, речь, выполняют необходимые физические и творческие упражнения.

Анастасия Александровна и Таисия Викторовна

— Девочки, вы — лампочки, — звучит задание педагога, и мгновенно они перевоплощаются. Каждая «загорается» по-своему», но светятся все…

И Анастасия Александровна и Таисия Викторовна профессиональные хореографы, а потому с детства привыкли следить за фигурой и осанкой, правильным питанием и в целом физической формой. К этому приучают и «Смоляриков», за что их не перестают благодарить родители.

Каждый год здесь экзамены.

— Чтобы перейти на следующий этап обучения, ребята должны сами поставить творческий номер: спеть, продекламировать стихи, станцевать — в выборе жанра не ограничиваем. Мы смотрим, анализируем, отмечаем сильные и слабые стороны. Важно, чтобы они чувствовали ответственность, — поясняет Таисия Викторовна.

Учиться и никогда не останавливаться

Анастасия Александровна на карьере хореографа не остановилась, хоть и была и остается востребованной как постановщик ярких и профессиональных танцевальных номеров. Просто помимо танцев, ей очень захотелось ставить и пьесы. Так она поступила в Академию искусств, через пять лет вышла оттуда уже дипломированным драматическим режиссером, а чуть позже закончила и магистратуру. Кстати, дипломный спектакль Анастасия ставила на Смолевичской сцене — в академическом театре был ремонт, и надо было искать площадку в другом месте. Спектакль поставили, он прошел «на ура», комиссия оценила постановку по достоинству, а руководство Центра культуры, увидев талант и активность режиссера, тут же пригласило поработать девушку в «Смоляриках». Она согласилась, но, поскольку на тот момент была занята в целом ряде проектов, честно сказала: «Без мамы не справлюсь, возьмите нас обеих». Примерно так в 2017 году и началась их работа в «Смоляриках».

Дети на сцене

Новая работа вдохновила на новое прочтение классики.

— Стали думать над постановками, читали, рука потянулась к Андерсену. Прочли «Девочку со спичками». Обе наревелись, полночи обсуждали и решили поставить, — с улыбкой вспоминает Таисия. — Деток у нас было на тот момент уже много, работа кипела, но нам все казалось «сыроватым». А тут пришла пора показывать, чему научили, что нового сделали — близился конкурс «Театрон» в Солигорске. Мы поехали и совершенно неожиданно для себя получили «Гран-при».

Вдохновение жизни

У творческих людей обычно так: если надвигается что-то важное и ответственное, то обычно по всем фронтам. Так было и у Анастасии. Когда «Смолярикам» вновь пришла пора защищать звание образцового коллектива, она находилась в больнице в ожидании первенца.

— А я же волнуюсь, мама каждую минуту на связи, и мы с ней до поздней ночи обсуждаем, где что убрать, где добавить, что заменить, — делится педагог.

Актеры в образе

В общем, как вы понимаете, при таком подходе все было сделано «на отлично»: звание образцового подтвердили, и мамой Анастасия тоже стала образцовой. Сейчас на занятия с ней приходит маленькая Лиза, которая, кстати, стала большой вдохновительницей новых творческих проектов. Так, Анастасия написала, проиллюстрировала и издала книгу «Музыкальная карусель», которую посвятила мамам и малышам.

Дружите со страхами и любите друг друга

Сейчас в «Смоляриках» занимаются около 40 ребят. Многие здесь и выросли. Кто-то пришел в 5, кто-то в 10 лет. Эти ребята выделяются: и по осанке, и по речи, и по отношению к окружающим.

— Во-первых, мы воспитываем в них сплоченность, потому что театр — это прежде всего коллектив, — делится Таисия Викторовна. — Мы не разрешаем им пользоваться на занятиях телефонами. Учим их общению между собой, уважению, пониманию. Стараемся дать им то, что пригодится в жизни. Те, кто плохо говорил, начинают говорить четко, выражают мысли ясно. Те, кто был не уверен, постепенно, не сразу, конечно, держатся увереннее. Понимаете, не важно, пойдут ли они дальше по театральной стезе — важно, как наши дети будут чувствовать себя в жизни. Многие приходят с заниженной самооценкой, невероятно зажатые, но со временем понимают, что они замечательные и что у них обязательно все получится. В конце концов, как и для родителей, для нас важно, чтобы они выросли здоровыми во всех отношениях личностями. А ведь все актерские практики на это и направлены: правильное дыхание и пластика важны для здоровья, а то, что мы будим их эмоции, убираем зажатость, помогает им чувствовать себя более комфортно психологически. Мы им объясняем, что и страх, и грусть — это нормальные эмоции. Нормально, когда боишься, нормально, когда ты плачешь — главное, научиться эти эмоции принимать, подружиться с ними, тогда и «договориться», направить их в правильное русло будет проще. Для нас важно, чтобы они получали удовольствие от того, что делают. Но все-таки, самое главное из того, что мы пытаемся им привить чрез личный пример, через произведения, которые ставим, через налаживание их взаимоотношений, — это любовь, добро и уважение.

Общая фотография детей и педагога

— А откуда такие красивые костюмы и реквизит? — интересуемся, рассматривая фотографии.

— Все собственного производства, — смеются педагоги. — Разрабатываем сами, а к изготовлению подключаем своих супругов. Недавно открыли талант у одной из мам наших ребят. Теперь она наша большая помощница.

Спеши медленно

Здесь стараются, но не спешат выводить ребят на сцену.

— Если мы ставим спектакль, мы должны сделать его на 9-10. Да, мы работаем в провинции. Может быть, требования здесь не такие, как в столице, но дети не должны делать на это скидку. С детства должны понимать: где бы ты не работал, чтобы ты ни делал, надо все делать с отдачей. Пишете — пишите хорошо, рисуете — делайте это старательно, танцуете — выкладывайтесь полностью.  Халтура не пройдет. Но если мы готовы, уверенны, то стараемся привлечь к постановке и самых маленьких. Даже если они просто посидят на сцене во время спектакля, они смогут ощутить атмосферу, поучиться ответственности. И, конечно, родители на них посмотрят. Для маленьких детей их оценка самая важная, — такой подход у творческих мамы и дочки.

Труппа маленьких актеров

В этих словах не только жизненная позиция, но и серьезная школа. Ведь преподавали у Анастасии в Академии искусств такие мэтры, как Фома Воронецкий и Алла Полухина, Валерий Раевский, Виталий Котовицкий, Эмилия и Михаил Ковальчики и др., имена которых в театральной среде, выражаясь современным языком, можно назвать брэндовыми.

— Анастасия, как человек болеющий театром, как педагог, который постоянно в поиске, как вы оцениваете современные любительские коллективы? Есть ли у них будущее?

— Вы знаете, сейчас часто постановки любительских театров оказываются интереснее профессиональных. Таких коллективов в Минске и Минской области немало — около 40, и большая часть из них — детские. Из тех, что меня впечатлили, это кукольно-драматическая студия «Галлактика» при Дворце детей и молодежи, образцовый театр-студия «Ступени» при первой гимназии Дзержинска, столичный коллектив «Сюрприз» и др. Это коллективы, у которых есть свое лицо. На такие мы и ориентируемся, учимся друг у друга на фестивалях. Я и мои коллеги все-таки надеемся, что часть наших воспитанников выберут театральное поприще, станут профессиональными актерами. Есть шанс, что в будущем нас ждут очень интересные взрослые постановки с их участием. Когда ты работаешь в государственном учреждении, твоя задача —  не привлечь клиентов, не развлечь, не занять, а сделать так, чтобы ребенок, получая довольствие от процесса, получал и качественные навыки. Дать максимум знаний и сделать то, что от тебя требуется, максимально хорошо. Да, детям непросто, мы предъявляем большие требования, репетиции длительные, но именно так они воспитываются, учатся, привыкают работать в полную силу.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Рекомендуем

Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59