18°
Меню

Шел шестой день Великой Отечественной войны. О подвиге летчика-белоруса Ивана Мисякова

Летчик Иван Мисяков

Таран вражеского самолета в воздухе. Примененный впервые в 1914 году выдающимся русским летчиком Петром Нестеровым воздушный таран в дальнейшем многократно повторялся советскими летчиками в годы Великой Отечественной войны. Не предусмотренный ни одним Боевым Уставом, кроме, образно говоря, «Устава любви к Родине «, таран был взят ими на вооружение с первых дней, вернее даже, с первых часов Великой Отечественной войны. В истории гитлеровских люфтваффе такого не было, также не было и в истории американских и английских военно-воздушных сил. 

Краткая справка о ситуации в небе Ленинграда в июне 1941 года

Немецко-фашистское командование придавало исключительно важное значение захвату Ленинграда — важного политического, экономического и культурного центра страны, колыбели Великой Октябрьской социалистической революции. Готовя нападение на Советский Союз, гитлеровская ставка планировала захватить город на Неве в первые же месяцы войны. С этой целью на Ленинград были брошены главные силы немецкой группы армий «Север» и финских войск. С воздуха их поддерживали 760 боевых самолетов 1-го воздушного флота Германии и 307 самолетов финских ВВС.

Авиаторам Северного фронта, в который был преобразован Ленинградский военный округ, Краснознаменного Балтийского и Северного флотов пришлось вступить в борьбу с врагом еще до того, как сухопутные войска фронта вошли в соприкосновение с противником.

Самолетов не хватало, к тому же они в большинстве были устаревших конструкций и уступали «юнкерсам» и «мессершмиттам» по скорости, потолку и вооружению. Но зато советские летчики неизмеримо превосходили врага по морально-политическим качествам, по своему боевому духу.

Фашистские пилоты, рассчитывавшие на легкую победу над советской авиацией, скоро почувствовали на себе силу ее ударов. В эти суровые дни защитники северного неба неоднократно использовали способ уничтожения вражеских самолетов, впервые примененный Петром Николаевичем Нестеровым–воздушные тараны.

На Северном фронте, протянувшемся от Баренцева моря до Прибалтики более чем на тысячу километров, накал борьбы нарастал с каждым дном. Советским летчикам приходилось в сутки совершать до 5 — 7 и даже более боевых вылетов. Но, валясь с ног от усталости, они снова и снова поднимались в воздух и вступали в бой с ненавистным врагом.

Так было и 27 июня 1941 года, когда девять самолетов Ме-110 предприняли налет на наш аэродром в районе Мурманска. На перехват была поднята группа самолетов И-16 145-го истребительного авиационного полка. Обнаружив противника, советские летчики с ходу устремились в атаку. Завязался упорный воздушный бой. Однако фашистские пилоты упорно продолжали полет с курсом на восток. Видно, с них еще не обили спесь после легких побед в Западной Европе.

Командир звена лейтенант Иван Мисяков находился в гуще боя, стрелял из всех пулеметов, преграждая путь вражеским самолетам. И тут он увидел, что «мессершмитт» заходит на цель, намереваясь сбросить бомбы. Патронов уже не было. Что делать? И Иван Мисяков решил идти на таран. 

Летчик Иван Мисяков и его подвиг

Летчик Иван Мисяков

Мисяков Иван Титович родился в 1918 году в деревне Рудня Гомельской области. Белорус. Окончил Гомельский аэроклуб и 2-ю Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков имени В.П. Чкалова.  Летчик-истребитель Иван Мисяков участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов, где совершил 58 успешных боевых вылетов, проявив и летное мастерство и смелость, за что был награжден орденом Красной Звезды.

В Великой Отечественной войне наш земляк с первых ее дней, будучи уже командиром авиационного звена 145-го истребительного авиационного полка 1-й смешанной авиационной дивизии Северного фронта. На шестой день боевых действий лейтенант Иван Мисяков, 27 июня 1941 года, вылетел во главе группы И-16 для отражения налёта вражеской авиации на аэродром, расположенный в районе Мурманска. Советские лётчики перехватили самолёты противника недалеко от аэродрома и атаковали их. Завязался упорный воздушный бой. В ходе боя Мисяков заметил, как Me-110 заходит на цель для нанесения бомбового удара. Чтобы предотвратить бомбежку, он пошел на таран. «Мессершмитт» взорвался в воздухе, но и и наш летчик погиб. 

 Ошеломлённые фашисты стали поспешно разворачиваться, и ложиться на обратный курс. Преследуя их, боевые товарищи Ивана Мисякова сбили ещё один вражеский истребитель.
За свой подвиг наш земляк, летчик-истребитель лейтенант Мисяков Иван Титович был посмертно награжден орденом Ленина.

Сам подвиг Ивана Мисякова нашел свое отражение в книге « В небе Ленинграда «, автором которой был тогдашний Командующий Военно-Воздушных Сил Северного фронта  Александр Новиков, ставший впоследствии Командующим ВВС Красной Армии и  дважды удостоенный звания Героя Советского Союза : «…слишком поздно доложили мне о подвиге комсомольца лейтенанта И. Мисякова, таранившего вражеский истребитель в районе Мурманска  27 июня 1941 года…»

Летчик Иван Мисяков

Почему военачальник говорит об этом с сожалением?

Дело в том, что тогда, в начале Великой Отечественной войны , на всю страну прозвучали имена трех летчиков 158-го истребительного полка того же  Северного фронта, совершивших тараны в ленинградском небе 28 и 29 июня 1941 года — младших лейтенантов Михаила Жукова, Степана Здоровцева и Петра Харитонова. Все они остались живы, а Харитонов даже прошел всю войну и умер в преклонном возрасте. Александр Новиков, в то время Командующий авиацией Северного фронта, принес наградные документы секретарю Ленинградского обкома и члену Военного совета А. А. Жданову. Тот тут же позвонил Иосифу Сталину, который одобрил представление о присвоении летчикам, совершивших воздушные тараны, званий Героев Советского Союза.

 Наш же земляк Иван Титович Мисяков совершил воздушный таран первым, и кто знает, наверное, он и был бы первым представлен к званию Героя Советского Союза…

А также в книге-сборнике «Герои Ленинградского неба, где о подвиге сказано так: «Днем 27 июня 1941 года в районе Мурманска в тяжелом воздушном бою командир звена лейтенант Иван Мисяков, расстреляв все боеприпасы и заметив, что один из «мессершмиттов» заходит на цель для бомбежки, таранил его своим «ястребком». Двухмоторный Ме-110 рухнул на землю и взорвался. В этом смертельном поединке с врагом погиб и лейтенант Иван Мисяков».

А в далеком поселке Мурмаши, что под Мурманском, есть школа и улица, названные в честь уроженца Беларуси Ивана Титовича Мисякова!

О героях таранов послевоенного времени, продолживших боевую традицию

*** 28 ноября 1973 года в районе Муганской долины   тогдашней Азербайджанской ССР, радиолокатор обнаружил неопознанный самолет. На перехват нарушителя, оказавшегося разведчиком F-4 «Фантом» военного блока НАТО, вылетел с аэродрома Вазиани на МиГ-21СМ капитан Геннадий Елисеев из 982-го иап 34-й воздушной армии Закавказского военного округа. Когда летчик настиг нарушителя, с земли поступил приказ: «Цель уничтожить!», причем любой ценой. Елисеев сблизился с самолетом-нарушителем и последовательно произвел пуски двух ракет. Однако, тепловые ракеты, находящиеся тогда на вооружении советских самолетов, среагировали на отстрелянные экипажем самолета-разведчика НАТО тепловые ловушки, не повредив нарушителя. И выполняя приказ, Геннадий Елисеев пошел на таран, крылом своего истребителя нанеся удар по хвостовому оперению разведчика.

Самолет капитана Елисеева после тарана врезался в гору, летчик погиб. Это был первый в мире таран, совершенный на сверхзвуковом самолете. За мужество и героизм капитану Геннадию Николаевичу Елисееву 14 декабря 1973 года посмертно присвоили звание Героя Советского Союза, он навечно был зачислен в списки 982-го иап.

В нашем белорусском городе Березе Брестской области, где становился «на крыло» летчик-истребитель Геннадий Елисеев в 1961-1964 годах, его имя увековечено мемориальной доской, и ежегодно проводятся турниры по волейболу школьных команд района.

*** Последний на сегодняшний день воздушный таран был совершен 18 июля 1981 года. Тогда государственную границу в воздушном пространстве Армянской ССР нарушил транспортный самолет «Канадэр CL-44» аргентинской авиакомпании, перевозивший, как потом выяснилось, партию контрабандного оружия в Иран.

На цель тогда наводился истребитель -перехватчик Су-15 ТМ, который пилотировал капитан Валентин Куляпин из 166-го иап ПВО Закавказского военного округа.  Когда с командного пункта Куляпину поступила команда сбить его, то для пуска ракет дистанция уже была слишком мала, пушечного вооружения на истребителе-перехватчике не имелось, как и времени на повторный заход.

И советский летчик сблизился с нарушителем и со второй попытки нанес удар фюзеляжем по правому стабилизатору транспортника. После этого Валентин Куляпин катапультировался, а CL-44 вошел в штопор и упал в 2 км от границы. Гвардии капитан Валентин Куляпин представлялся к званию Героя Советского Союза, но был награжден орденом Красного Знамени.

Летчик Иван Мисяков

 Из личных воспоминаний Валентина Куляпина:

«Я учился на третьем курсе Высшего военного летного училища, когда услышал о таране капитана Елисеева. Мы все, 19-летние курсанты, в те дни спрашивали друг у друга: «А ты бы смог?» Я тогда промолчал — что толку, находясь в безопасности, толковать о подвиге. Но про себя решил: Геннадий Елисеев оставил нам, молодым, завет научиться искусству тарана на реактивном самолете. Так когда-то Петр Нестеров своей героической гибелью передал русским авиаторам завет сделать открытый им рискованный прием эффективным оружием в войне с врагом, и более 600 советских летчиков — наследников Нестерова — насчитывает сегодня история авиации».

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59