Меню

Перспективы вхождения Молдовы в состав Румынии

Молдова
Фото: из открытых источников

Который год СМИ Молдовы и Румынии обсуждают одну и ту же тему: войдет ли Молдова в состав Румынии. И если раньше не было особых предпосылок, то сейчас сама Санду намекает на такого рода «интеграцию».            

История споров

В Молдове существует два течения: унионисты и молдовенисты. Первые, соответственно, выступают за вхождение Молдовы в состав Румынии. Даже существует политическая партия, которая лоббирует этот интерес. Молдовенисты же выступают за сохранение суверенитета и считают, что молдаване являются отдельной этнической группой, отличной от румын.

Сторонники унионизма ссылаются на общее историческое прошлое с Молдовой, т.к. с 1918 года, когда Румыния ввела свои войска, граница проходила по реке Днестр (без учета территории нынешнего Приднестровья). С июня 1940 Молдова не входит в состав Румынии.

К слову, перед последними президентскими выборами, Санду, у которой румынские корни, в интервью лестно отзывалась про деятельность унионистов.

«В прошлый раз нам удалось получить поддержку унионистов, и я верю, что так будет и сейчас. У этих людей те же желания, что и у нас», — сообщала она aif.md.

Майя Санду

Согласитесь, что фраза «одни и те же желания» звучит довольно странно… Учитывая тот факт, что они хотят развалить страну и пойти к румынам на поклон. Спустя непродолжительный срок ее правления стало ясно, почему она заручилась поддержкой унионистов.

В 90-х же стычки этих двух течений были и вовсе нормой. Однако ближе в 2010 году попытки Румынии заполучить лакомый кусок земли стали чем-то нормальным. На высшем уровне шли обсуждения этого проекта. 1 июля 2006 года, примерно за полгода до вхождения Румынии в состав Европейского союза, президент Румынии Траян Бэсеску высказал предложение своему тогдашнему молдавскому коллеге Владимиру Воронину объединиться в единое государство с целью одновременного вступления в ЕС. Воронин не поддержал этот план. Спустя четыре года опять поступало официальное «предложение» от президента Румынии.

Молдова и Румыния
Агенты влияния Румынии раскачивают ситуацию в Молдове

Что сейчас со спорами?

На фоне таких обсуждений обострились внутриполитические конфликты. Так, в 2014 году гагаузцы инициировали проведение референдума, который не был поддержан центром и был объявлен незаконным. На референдум было вынесено 3 вопроса:

  1. За принятие проекта закона АТО Гагаузия «Об отложенном статусе народа Гагаузии на внешнее самоопределение» проголосовало 68023 избирателей, против – 1324;
  2. За вступление Молдовы в Таможенный Союз (Россия-Беларусь-Казахстан) проголосовало 68182 избирателей, против — 1057;
  3. За вступление Молдовы в ЕС проголосовало 1718 избирателей, против — 66643.

Таким образом, если в ближайшее время власти Молдовы и Румынии захотят подписать себе смертный приговор, то у Гагаузии будут все основания получить независимость. Даже с учетом того, что этот референдум является якобы «незаконным» (ЦИК Молдовы не выдал печати и люди голосовали ручками). Такой исход потенциально может превратиться в ПМР v.2…

Хотят ли люди такого сценария?

Конечно же, социологи уже успели прощупать почву на предмет желания людей войти в состав Румынии. По данным опроса, проведенного социологическим агентством IMAS, практически 57% молдаван против вступления в состав Румынии. К тому же, 40% не хотели бы видеть Молдову в составе НАТО, по данным IPP.

Да и сами румыны не хотят этой клоунады. 54% жителей Румынии, согласно опросу Avangarde, выступили против объединения с Республикой Молдова. Тем более, румыны не хотели бы видеть Санду у руля своей страны (76% респондентов высказали такое мнение).

Как видно по социологии, румынское общество в большинстве своём тоже не в восторге от идей «Великой Румынии». Румыны понимают, что все трудности и тяготы, связанные с интеграцией Молдовы в румынское геополитическое пространство, они будут нести на собственной шее за счёт средств из собственного кармана.

Для молдаван проект «Великой Румынии» равносилен гибели молдавской идентичности и языка. Итак, из-за деятельности Санду и PAS поменяли государственный язык (несмотря на недовольство и митинги граждан). Из-за этого Приднестровье является последним островком кириллического варианта молдавской культуры, который так ненавидит Бухарест.

Автор: Кирилл Калечиц

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59