Викинги в Борисове: как безграмотность местного блогера может разрушить байдаки
В сети появилось видео одного из блогеров Борисова. Он заявляет, что совершил археологическое открытие. На дне реки Березина нашел, с его слов, «драккары викингов». Добавляет, что это открытие тысячелетия. Как оказалось, уже давно не открытие, а охраняемая культурная ценность, которую он, собирая лайки, может разрушить.
Нашли того, кто обнаружил эти судна 8 лет назад. Это известный белорусский подводник, инструктор-международник и руководитель минского дайвинг-центра Андрей Лихачев. Тогда новость о находке в Березине получила резонанс. Но некоторые блогеры не стремятся проверять информацию. Лайки важнее.
— Более 10 лет я исследовал реку Березина и, наконец-то, нашел два драккара викингов, — делает громкое заявление блогер, который, исходя из видео, возможно, ремонтирует машины в гаражах. И экспертно, со знанием дела, определяет, что им более тысячи лет. — Они датируются IX веком. Представляете, у нас на дне реки лежат два драккара? Вот переборки корабельные «ихные», вот это дно самого корабля драккара. Вы представляете, какая это сенсация? У них в трюмах может находиться все что угодно. Сколько добра они везли там.
Для своего видео он растирает руками деревянные останки. И даже не догадывается, что может нанести серьезный ущерб.
— Добраться бы в их трюмы. Но это уже весной, сейчас холодно нырять, — рассуждает чернокапатель.
Связались с Андреем Лихачевым, руководителем дайвинг-центра «Морской пегас», инструктором-международником и одним из тех, кто активно развивает направление подводной археологии в стране. Он также координирует специализированную группу подводных археологов — совместный проект с Институтом истории НАН. Именно Андрей Лихачев вместе со своей командой во время экспедиции и обнаружил на дне Березины эти корабли еще в 2016 году. Он говорит, что это никакие не драккары, а остатки трех старинных судов.
— Находка была сделана в русле реки на территории Борисова, напротив городского пляжа — в месте, где раньше располагался городской речной порт, — уточняет Андрей.
По мнению историков, обнаруженные суда, предположительно, могут быть так называемыми «байдаками» — использовались для перевозки грузов на восточноевропейских реках. И имеют историческую ценность. Чуть позже ученые установили, что одному из трех кораблей — более 200 лет. Оказалось, дерево, из которого сделан один из них, было срублено в 1810-1820 годах.
Андрей встревожен, что подобные видео и тик-токеры могут нанести серьезный ущерб и повредить судно. Состояние двух байдаков не очень хорошее, поскольку один остов был поврежден в 2014 году во время расчистки русла Березины, а третий — представляет особый интерес, так как на нем сохранились элементы обшивки бортов.
— Ситуация с подводным историческим наследием Беларуси очень сложная: фактически это белое пятно истории, — говорит Андрей. — Все знают, что здесь проходил путь «из варяг в греки», другие водные магистрали. А вот на чем конкретно плавали и кто — не понятно. Поэтому к таким находкам, как борисовский байдак, следует относиться очень бережно. Возле него под водой лежит еще один, к счастью, пока нетронутый. У нас есть возможность изучать его в том виде, в котором оставила история.
И после вот таких видео встает очень важный вопрос — охрана этих судов от вот таких любителей искать сенсацию для хайпа в сети.
— Ни о каком подъеме речь в ближайшем будущем не идет. Нет смысла их доставать, чтобы развалились, — говорит Андрей Лихачев. — Но не хотелось бы, чтобы корабли были брошены. Важно, чтобы и в архивах, и под водой работа над их изучением продолжалась. Поэтому нужно создать все условия для охраны культурного наследия, чтобы вот такие любители не повредили старинные судна.