От Берлина до Копыля: как открытка времен ВОВ нашла путь в музей
«Здравствуйте, дорогой папа. Сообщаю вам, что я пока жива и здорова. Желаю Вам всего наилучшего. Живется мне здесь…» — эти слова были написаны детским почерком на открытке, которую передал в Копыльский районный краеведческий музей копылянин, купивший ее на Слуцком рынке. Путь этой открытки до рынка остается загадкой.
Женя Курильчик, оказавшаяся в годы Великой Отечественной войны в Германии, адресовала письмо своему отцу, при этом указав весьма необычный адрес: Слуцкий округ, Грозовский район, Горностайловская волость, деревня Евсеевичи. Эта территория относилась к Слуцкому уезду до реформы 1923-1929 гг., при которой уездно-волостное деление заменили районным. Горностайлово находится всего в 6 км от Евсеевичей, где и жила Женя с родителями до того, как Копыльский район был оккупирован. Открытка же была отправлена в 1943 году из Берлина.
«Эту девочку дайте на память моему маленькому братику Коле. Пусть и он вспомнит, что у него где-то есть сестра Женя», — просила она в письме. Как жилось Жене в Германии, мы уже не узнаем — текст размыт, видимо, сказалась цензура тех времен.
В похозяйственных книгах 1940-х Грозовского сельисполкома была обнаружена информация о семье Курильчик. Там упоминалась сама Евгения, родившаяся в 1919 году, и ее брат Николай, который был на 16 лет младше. В книге также зарегистрированы имена троих других детей — Янины, Станислава и Людмилы. Имя последней было вычеркнуто. Предполагается, что девочка могла погибнуть в послевоенные годы.
Местные жители помнили девочку Женю, и утверждали, что, несмотря на трудные времена, после войны она вернулась домой, получила образование и работала учителем в Слуцком районе.
Письмо, написанное детским почерком, трогает до глубины души, и, возможно, именно эта надежда помогла девочке пережить ужасные годы войны и расставания с близкими.