Белорусские полярники рассказали о жизни в Антарктиде и мифах о себе
Тяжелые погодные условия, агрессивное солнце, озоновые дыры — лишь часть того, с чем ежедневно сталкивается экспедиция белорусов в Антарктиде, выполняя очень важную научную работу. На данный момент белый континент принимает участников 15-й Белорусской антарктической экспедиции (БАЭ). А о том, как там живется, о своем быте и впечатлениях рассказали участники предыдущей, 14-й БАЭ, — главный специалист Артур Ивашко и ведущий специалист Николай Зинькевич.
Нелегкий путь в вечные снега
На антарктической станции «Гора Вечерняя» ребята в составе команды из 11 человек пробыли 184 дня. Практически полгода. Готовились к поездке долго и со всем упорством.
Как говорит начальник Республиканского центра полярных исследований Владимир Рыжиков, для участия в экспедиции недостаточно одного желания. Необходимо пройти жесткий отбор, в который входят оценка физических данных (состояния здоровья), психологическое тестирование на совместимость и выдержку в необычных условиях. Проверяют все, начиная от наличия кариеса и заканчивая хроническими заболеваниями. У каждого врача есть свои критерии. Однако полярники поспешили развеять популярный миф о том, что для участия в экспедиции необходимо избавиться от аппендикса и зубов мудрости.
— Не переживайте, у нас все на месте, — смеется Николай. — К слову, в команде всегда есть хирург. На всякий случай.
Помимо проверки здоровья, существует отбор по научным профилям специалистов и различным техническим направлениям.
Например, Артур отвечал за состояние механического транспорта и систем жизнеобеспечения станции. Без подобного специалиста невозможно выехать ни на один маршрут и провести исследования.
Николай и Артур уже не новички в Антарктиде. Участникам 13-й и 14-й БАЭ и непосредственно Николаю удалось наладить качественную спутниковую связь с Большой землей, а в последнюю установить на антенну антарктической станции защитный купол, который препятствует ветру во время бурь. А там его скорость порой достигала 54 метра в секунду.
— Я работал в Академии наук, и мой товарищ, участник предыдущих экспедиций, рассказал о том, что им в Антарктиде нужны специалисты моего профиля. Можно сказать, по знакомству попал, но, конечно, также проходил все отборы, — рассказывает Николай. — Им нужны были люди, которые смогут наладить интернет на станции и стабильную связь (чтобы спутниковая антенна была защищена от жестких погодных условий). До этого связь была только по спутниковому телефону. Общаться с родными и близкими было не очень удобно, сигнал иногда прерывался.
— А я долгое время работал в сфере автосервиса и чисто случайно узнал о том, что в Беларуси существуют антарктические экспедиции, коллега с бывшей работы рассказал, — вспоминает Артур о своем пути в полярники. — Меня это заинтересовало, и я вышел на Республиканский центр полярных исследований, предложил свою кандидатуру. Прошел все отборы и поехал.
Тортики, дружба и салат
Реакция ближайшего окружения Артура и Николая на предстоящую полугодовую командировку на край света оказалась неоднозначной. Кто-то парней поддержал, а кто-то, как говорит Артур, покрутил пальцем у виска.
С командой, с которой предстояло провести ближайшие полгода жизни, на станции у ребят сложились теплые отношения. Понятное дело, о панибратстве с начальством речь не идет, но дружба завязалась точно.
— На дни рождения мы всегда готовим тортик имениннику, дарим заранее привезенные с собой подарки, а начальник экспедиции даже выделяет ему для общения с близкими целый день видеосвязи (в условиях Антарктиды и при перегрузке сети — роскошный подарок).
К слову, про тортики. Любителям диет в Антарктиде не место. В условиях низких температур рацион полярников должен быть максимально сбалансированным, обогащенным и высококалорийным, так как в полярных широтах организм интенсивно расходует энергию. За это отвечает специально обученный повар, который также входит в число членов команды.
Весь провиант привозят из Кейптауна на корабле. Как правило, везут не только продукты длительного хранения, но и свежие овощи и фрукты (съедаются они довольно быстро). Поэтому физики и биологи экспедиции начали эксперименты по выращиванию зелени прямо на станции, с помощью светодиодных ламп.
— Сейчас у нас есть рукола, салат. Надо картошку будет попробовать вырастить, как в фильме «Марсианин», — шутит Артур.
А вот животных, даже тех же кур или собак, в Антарктиду завозить строго запрещено. Никаких инвазивных видов, которые даже теоретически могут повредить биосфере континента.
Хочешь стать одним из нас? Ныряй!
В свободное время, что бывает крайне редко, полярники разговаривают по связи с близкими, смотрят фильмы, играют в настольный теннис, занимаются самообразованием. Несколько лет назад участники экспедиции к 8 Марта сделали из металла огромную розу, таким образом поздравив соотечественниц с Международным женским днем.
Поддержка и тепло в экспедиции очень важны. Гости на станцию заглядывают редко. Чтобы, условно говоря, сходить к соседям за солью, придется преодолеть не менее 700 км. Ближайшая от «Горы Вечерней» функционирующая станция принадлежит японской экспедиции (станция Сёва). Из ближайших законсервированных станций — «Молодежная», принадлежащая России. У участников белорусской экспедиции есть необычный ритуал посвящения в полярники: новичка, который в Антарктиде впервые, окунают в прорубь или таялку. Также все ныряют и на Крещение.
Наша станция — одна из лучших в мире
О своем первом путешествии в страну вечного льда Артур и Николай вспоминают с улыбкой.
— Конечно, это были непередаваемые эмоции. Я вообще испытал шок, — рассказывает Зинькевич. — Ожидал встретить станцию советского образца и удивился, когда увидел современное, красивое, полностью оборудованное и комфортное строение. Даже потом, когда к нам в гости приезжали участники других международных экспедиций, все говорили, что наша станция — одна из лучших. Она представляет собой жилые модули, кухонное отделение, лабораторные секции, медицинский блок, в котором даже есть УЗИ-аппарат и рентген. У нас на станции даже сауна есть. Раз в неделю устраиваем банный день. Сейчас в планах — создать большую кают-компанию с пищевым блоком и комнатой релакса.
В октябре 2015 года открылась белорусская антарктическая станция «Гора Вечерняя».
Цифра: 100 мм — толщина стен станции из негорючего пенополиуретана.
— А меня шокировали природа и климат, — признается Артур. — Я ехал в Антарктиду с полной уверенностью, что там будет жутко холодно. Однако в летнее время, а там это декабрь, январь, даже плюсовая температура бывает. Но тут, скорее, значение имеет не фактическая температура, а ощущаемая. Все зависит от ветра. Удивило солнце. Без очков на улице находиться невозможно, оно так сильно слепит, что можно получить ожоги роговицы (полярный день в Антарктиде длится 6 месяцев. — Авт.). И, конечно же, красоты поразили: пингвины, айсберги, море. Все, что ты привык видеть на картинках, вдруг прямо перед глазами.
Как не провалиться под лед и не сгинуть в трещине
Без преувеличения можно утверждать, что белый материк несет в себе опасность, и люди, которые там работают, ежедневно рискуют жизнью. Стоит заметить, большинство опасностей скрыты от человеческого глаза — например, трещины и разломы во льду, занесенные снегом. Один шаг не туда — и проваливаешься. Проблема в том, что рельеф в Антарктиде даже за одну бурю может измениться до неузнаваемости. В непогоду со штормовым предупреждением выходить из модулей станции запрещено. А те, кто выходит даже в погожий день, берут с собой рации, надевают специальную полярную, так называемую климатическую одежду. Наши белорусские костюмы для полярников получили название «рыжики» за свой яркий цвет. Такая форма хорошо заметна на белом снегу. Когда маршрут пеший и предполагает поход в зону покровных ледников, полярники связываются друг с другом веревками — чтобы, если кто-то провалится в трещину, его смогли достать. Также в зависимости от маршрута берут с собой вешки (заостренные с одного конца шесты для прощупывания поверхности под снегом).
Часто на маршруты ученые выходят с крупногабаритным оборудованием. Если биологи отправляются в зону припаянного льда, им необходимо взять с собой погружной аппарат ГНОМ (переносят его в нескольких чемоданах) плюс рюкзаки для сбора образцов добытой флоры и фауны. В таком случае транспорт идет на расстоянии друг от друга, чтобы избежать провала. Несмотря на высокий уровень подготовки, рабочие казусы все-таки случались.
— Например, в моей практике было такое, когда пару раз снегоход застревал по самые гусеницы в занесенной снегом таялке. Пришлось доставать, — говорит Артур. — Конечно, предусмотреть все невозможно, но каждый раз, когда техника отправляется в экспедицию, с ней идет несколько комплектов запчастей, чтобы в непредвиденной ситуации быстро все отремонтировать.
Раньше бывало и такое — в сильную непогоду выходила из строя какая-нибудь часть системы жизнеобеспечения. По традиции все всегда ломается в самый неподходящий момент. В таком случае ремонтировать генераторы приходилось в очень жестких условиях. Но надо сказать, что запасные генераторы у нас всегда есть. С прошлого года появилась возможность запускать резервное оборудование удаленно с компьютера, на нем стоят специальные датчики. Эти новшества значительно улучшили жизнь и повысили безопасность пребывания на нашей станции.
— Еще у нас есть техника, работающая на солнечной энергии. Это не только удобно, но и экологично, — добавляет Николай. — Системы постоянно модернизируются.
Что изучаем?
— Научные исследования Антарктиды проводятся в рамках государственной программы по восьми научным направлениям, в которые входят геофизика (изучение территории, ее геологического строения, наличия перспективных месторождений полезных ископаемых, состава горных пород), палеогеографические исследования (связанные с палеореконструкцией климата), — поясняет Владимир Рыжиков.
К примеру, несколько лет назад наши белорусские ученые извлекли уникальный по своему составу керн донных отложений, которые накапливались в Антарктиде на протяжении нескольких тысяч лет. Это позволило узнать, как менялся климат на планете, какие природные катастрофы происходили за это время. Также свои исследования проводят физики, изучая, в частности, физику атмосферы по содержанию аэрозольных частиц и по изменению климата. У белорусов есть своя метеостанция, которая позволяет передавать все необходимые данные на Большую землю.
Белорусские биологи-полярники заинтересованы в изучении всех компонентов арктической природы, начиная от наземных видов и заканчивая морскими. Особое внимание вот уже 15 лет уделяют ихтиофауне. В последние две экспедиции наши ученые наблюдали заход в акваторию китов после таяния припаянного льда. Ну и, конечно, куда без изучения пингвинов Адели, колония которых уютно расположилась вокруг станции, радуя глаз полярников.
Пингвинов не трожь!
Вообще пингвины Адели — индикаторный вид, распространенный по всей территории Антарктиды. Наблюдение за этими нелетающими птицами позволяет ученым исследовать влияние изменения климата на окружающую среду. Например, обыкновенный дождь в разы опаснее для пингвинят, чем лютый мороз. Намокший пух быстро замерзает, и птенец гибнет.
— Пингвины — это мило, а еще — как большой курятник. Помню, когда мы первый раз вышли к ним, там стоял такой ор, гомон! За ними очень интересно наблюдать. Мне понравилось, как они на пузике передвигаются, подгребая лапками, если торопятся куда-то. В прошлом году у нас на станции было настоящее пингвинье нашествие. Никто не знает почему, но нас окружила целая толпа, — с нескрываемым умилением рассказывает специалист по связи.
— Вспоминаю, мы попали тогда на сезон размножения. Я вместе с биологом участвовал в кольцевании птенцов, и в тот раз нам даже удалось поймать и окольцевать птенцов поморника. Очень запоминающийся момент, — подтверждает Артур. — Еще мне тюлени на льдинах нравятся. Уникальные животные. Сутками могут лежать под солнышком, чесать живот и спать. Поэтому, когда выпадает день без работы, у нас это негласно называется «День тюленя» — можно полежать и отдохнуть. Полный восторг, когда открывается морская акватория и появляются киты. Мы замечаем их по фонтанам. Помню, когда увидели первых в сезоне китов, пулей летели на станцию, чтобы доложить. Чаще всего заходят к нам киты-полосатики и косатки.
Важно помнить, что человек в Антарктиде — гость.
— Сколько раз меня спрашивали, ел ли я пингвинятину или пингвиньи яйца, — говорит Николай. — Конечно же, нет. Это строго запрещено. Ни в коем случае нельзя вредить кому бы то ни было. Мы даже мусор свой утилизируем, чтобы минимизировать влияние на территорию. У нас регулярно бывают инспекции. Последняя — из Австралии. Мы получили положительный отчет.
Великая миссия. Для чего мы там
Зачем же изучать физику, геологию и биологию континента, расположенного на другом краю света? А на самом деле все в природе взаимосвязано, и Антарктида —уникальное место, биосферный заповедник, первым ощущающий на себе какие-либо изменения, которые впоследствии также могут отразиться и на нашей Беларуси. Поэтому такие экспедиции — это не знания ради знаний, а скорее шаг на опережение. Эти исследования помогают оценить отклик природы на деятельность человека на глобальном уровне и предпринять соответствующие меры.
— Например, исследования микроорганизмов в Антарктиде позволили создать препараты для обработки сельскохозяйственных культур у нас здесь, в Беларуси. Важное значение имеет исследование озонового слоя. Все знают, что над Антарктидой в зимние периоды образуется крупная озоновая дыра, которая также связана с климатическими изменениями.
53 миллиона лет назад Антарктида была настолько теплой, что вдоль ее берегов росли пальмы.
А с этого года начали проводить и сейсмологические исследования.
— Когда меня спрашивают, зачем мы туда едем, — говорит Николай, — я всем советую посмотреть фильм «Послезавтра» 2004 года. Сразу все вопросы отпадают.
Факты
- Изучение микроорганизмов на станции сможет иметь практический обиход в онкологии, фармакологии и косметологии.
- Белорусские ученые заметили, что некоторые антарктические бактерии способны перерабатывать нефть. Биологи пытаются протестировать их возможную пользу в утилизации нефтяных загрязнений среды.
Аргументы более чем весомые. Работа, которую отважные исследователи ведут на этом негостеприимном материке, сопряжена с рисками, но полученная информация, как мы видим, — бесценна для всего человечества. А значит, есть смысл продолжать и стремиться вперед.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!