Проблема формирования коалиционного правительства в Нидерландах и ее истоки
22 ноября прошлого года по результатам прошедших в Нидерландах парламентских выборов оказалось, что в стране может быть создано правоцентристское коалиционное правительство из представителей четырех партий. Ничего удивительного в этом нет, потому что в Королевстве Нидерланды существует многопартийная система, что само собой подразумевает создание правительственных коалиций, потому что ни одна из партий не может получить большинства мест в парламенте.
Неожиданным результатом последних выборов стало то, что на них первое место заняла праворадикальная «Партия свободы». Это обстоятельство сразу же спровоцировало массу заявлений со стороны лидеров других партий, потенциально претендующих на участие в создании правящей коалиции, которые сводились к тому, что с «Партией свободы» Вилдерса никто будущее правительство формировать не желает. Заявления заявлениями, но процесс переговоров все равно начался, что вовсе не означает их успешного завершения и, тем более, не сулит пост премьер-министра и министров представителям партии, инициировавшей коалиционное соглашение.
Похоже, что так и случилось. До 6 февраля четыре партии («Партия свободы», «Народная партия за свободу и демократию» покидающего пост премьера Марка Рютте, появившаяся в 2023 году партия «Новый социальный контракт» и Фермерское гражданское движение) вели, казалось бы, сложные, но небезуспешные переговоры, пока лидер «Нового социального контракта» Питер Омциг не объявил о выходе из диалога по формированию коалиции из-за несогласия с декларируемыми программными требованиями «Партии свободы» Вилдерса, которые, по мнению первого, попахивают популизмом и невозможностью реализации.
Критиковать, как бы, есть что, но народу предвыборная программа «Партии свободы» не могла не понравиться, ибо предусматривает выплату компенсаций домохозяйствам за увеличение цен на все виды энергии, снижение НДС, повышение минимального уровня оплаты труда, увеличение государственных расходов на здравоохранение, снижение пенсионного возраста до 65 лет. Все это Вилдерс планирует сделать за счет уменьшения ассигнований на «зеленую повестку», отчислений на нужды ЕС и пособий для иностранцев, ищущих убежище.
Заявление Питера Омцига произвело эффект разорвавшейся бомбы для остальных участников переговоров, поскольку без поддержки депутатов парламента от «Нового социального контракта» коалиционное правительство большинства не сформируешь. Остальным трем политическим силам ничего не остается, как попытаться убедить Омцига вернуться за стол переговоров, разрешив тем самым возникшие проблемы.
Местные СМИ придали событию 6 февраля настолько большое значение, что начали писать о возможных серьезных изменениях в политической системе страны и о досрочных выборах. Только на самом деле, на наш взгляд, ничего экстраординарного не произошло, и политической системе Нидерландов ничего масштабного не угрожает, потому что длительное формирование правительства уже стало национальной традицией. Уходящее правительство Марка Рютте, например, формировалось 229 дней, но политическая система Королевства не потеряла от этого стабильность.
Что же может произойти, если партия Питера Омцига откажется участвовать в переговорах?
В принципе, ничего страшного. Одним из вариантов может быть формирование правительства меньшинства из оставшихся «Партии свободы», «Народной партии за свободу и демократию» и Фермерского гражданского движения. Другим, наиболее правдоподобным вариантом, может стать начало коалиционных переговоров между другими партиями, что повлечет за собой формирование левоцентристского правительства в составе «Демократов — 66», «Партии труда/Зеленых левых» и, возможно, одной из двух партий из оставшейся «тройки», исключая, естественно, «Партию свободы». Если «народники» либо фермеры вступать в коалицию с левыми не пожелают, то, как наименее возможный вариант, вероятны новые выборы.
Независимо от того, как разрешится нынешняя политическая ситуация, уже можно говорить о том, что в Нидерландах наблюдается рекордно низкий уровень доверия избирателей политическим партиям и парламенту, что, безусловно, может быть воспринято как политический кризис. Последний может быть итогом прошедших осенью парламентских выборов, на которых неожиданно победила не вполне респектабельная «Партия свободы», переговоры с которой о коалиции ее нынешние партнеры начали вести без должной заинтересованности и, по всей вероятности, слабо надеясь на их успех.
Но даже несмотря на все это, переговоры «тройки» пока продолжаются в надежде на возвращение в процесс «контрактников» Питера Омцига. Однако имеющийся в Нидерландах кризис модели социально-экономического развития, который проявляется проблемами в сфере миграции, функционирования рынка труда, жилищного рынка, экологической и энергетической политики, а также здравоохранения, никак не способствует быстрому и безболезненному протеканию политических процессов, что уже неоднократно демонстрировала послевоенная история «Страны тюльпанов».