Что такое франшиза, и как открыть по ней бизнес в Беларуси

Трудятся люди пару десятков лет наемными работниками. Испытали на себе все достоинства и недостатки подобного рода трудовой деятельности: зарплата хорошая, но налицо профессиональное выгорание. Со временем, когда были отложены некоторые накопления, наш наемный работник начал задумываться о собственном деле. Анализируя свои совершенно разные идеи, в душе сохранялось сомнение: сможет ли он по-настоящему проявить себя на новом поприще, тем более, что туда будут вложены честно заработанные деньги. После долгих раздумий, преодолев все сомнения, бывший наемный работник, наконец, решил начать свой бизнес по франшизе, поскольку это связано с относительно небольшими рисками и с поддержкой со стороны хорошо раскрученного бренда.
Что же такое франшиза? Что необходимо сделать, чтобы ее открыть?

Франшиза — это возможность вести бизнес под именем и с использованием всех практических наработок уже действующего успешного бренда. Это означает, что действующая компания берет своего нового компаньона под свое покровительство, позволяя ему вести бизнес от имени своей зарегистрированной торговой марки. Бренд, продающий франшизу, называется франчайзером, а предприниматель, который ее купил — франчайзи.
Существуют франшизы в самых разных областях бизнеса: от торговых точек известных компаний и салонов красоты, до медицинских центров и металлургических предприятий (в Беларуси все пока поскромнее: торговые точки, предприятия общепита, салоны красоты). Как говорится, кто во что горазд, и кто в чем специалист.

Прежде, чем связываться с владельцем франшизы, не помешает изучить требования к помещению, получить информацию об оборудовании, которое будет необходимо закупить, ознакомиться с маркетинговыми стратегиями своего партнера. Все это необходимо сделать, чтобы уяснить, хватит ли первоначального капитала, и какие предстоят ежемесячные расходы. Оценив свои возможности, можно отправляться на встречу с представителями франшизы, где обсудить стоимость франшизы, поддержку, предоставляемую франчайзером, включая рекламные и маркетинговые кампании, порядок обучения персонала. Только обсудив все нюансы, можно подписывать договор. После этого можно приступать к поиску помещения, приобрести его или взять в аренду, сделать ремонт по стандартам франчайзера и заказать необходимое оборудование.
В чем же преимущества и недостатки бизнеса по франшизе?
В последнее время бизнес по франшизе стал достаточно распространенным, поскольку он имеет ряд ощутимых преимуществ. Первое из них заключается в том, что приобретение франшизы предоставляет ее покупателю, франчайзи, доступ к уже успешно работающей бизнес-модели, что минимизирует риски, связанные с запуском бизнеса с нуля, потому что все ошибки и недостатки уже исправлены франчайзером.
Сам же известный бренд, под крылом которого начинает свою экономическую деятельность франчайзи, уже с самого первого дня работы привлекает огромную массу клиентов, сводя к минимуму затраты на рекламу и маркетинг. Франчайзер берет на себя обучение персонала и маркетинговую поддержку франчайзи вплоть до выбора локации, где будет располагаться, например, салон красоты или торговый объект. Это очень большое подспорье для всех, а тем более, новичков в бизнесе.
Кроме этого франчайзи может получить доступ к централизованным закупкам. Это позволяет значительно снизить затраты на приобретение товаров, торгового или технологического оборудования. Привлекать новых клиентов франчайзи, можно сказать, тоже не будет, поскольку франчайзер, как правило, организовывает общие маркетинговые компании и рекламу, которые охватывают и всю сеть их франшиз.
Необходимо также помнить, что не бывает недостатков в любом бизнесе, включая франшизу. Самый большой из них — достаточно высокие первоначальные инвестиции, которые изначально связаны, кроме всех, так скажем, стандартных затрат, включающих аренду и приспособление под бизнес помещений и покупку оборудования, со стоимостью самой франшизы. Так что, если кто-то твердо решил стать франчайзи, должен иметь солидный первоначальный капитал.

Кроме этого франчайзи будет должен регулярно выплачивать франчайзеру роялти (лицензионное вознаграждение за использование франшизы) и другие взносы, состоящие как из фиксированных сумм, так и определенного процента от прибыли. Так что, вполне возможно, что своей чистой прибылью франчайзи должен будет делиться.
Также следует отметить, что франчайзи в своей экономической деятельности сам себе не хозяин, поскольку он обязан следовать строгим стандартам и правилам, которые установлены франчайзером. Так что, собственные инновационные идеи в бизнесе по франшизе не реализуешь. Это, с одной стороны, и хорошо, потому что напортачить франчайзер не даст, беспокоясь о своей деловой репутации.
Наконец, собственно договор франшизы содержит массу жестких условий и ограничений, связанных, к примеру, с локацией ведения бизнеса и обязательством вести закупки товаров и оборудования только в строго определенных поставщиков.
Бизнес по франшизе — неплохая возможность для тех, кто желает расстаться со статусом наемного работника. Только перед тем, как принять окончательное решение, важно тщательно взвесить все достоинства и недостатки, объективно оценив свои деловые и финансовые возможности, а также готовность неукоснительно следовать установленным правилам и стандартам.
Рекомендуем



