Командир останется надолго. Что изменилось в СВО при Суровикине
Тактика командующего Объединенной группировкой войск России покрыта туманом войны и мало кому ясна. Очевидно, что пока основными задачами для российской армии является укрепление логистики и подготовка резервов. Чего ждать дальше?
Управление и связь
На Украине Суровикин изначально командовал группировкой «Юг», херсонско-запорожским направлением. Можно заметить, что это направление было относительно результативным, в отличие от Харькова, Киева и Чернигова, откуда войска вывели с потерями. Соответственно, Суровикин с самого начала знал и трезво оценивал обстановку вокруг Херсона, который ему выпало сдавать личным решением. Контроль города упирался во взятие Николаева, чего на первом этапе СВО достичь не удалось, поэтому, как говорят, сдача была вопросом времени. Надо сказать, что такие оценки могли быть известны задолго до проведения референдумов, но, очевидно, было принято политическое решение о включении максимально возможных территорий в состав РФ.
Однако системные проблемы Объединенной группировки достались Суровикину в наследство, и во многом они зависят от связи и от эффективности управления войсками. А это как раз сфера, хорошо знакомая Суровикину по Сирии, где в 2017-2019 годах генерал сумел организовать единое командование для русских и сирийских военных подразделений, благодаря чему произошел коренной перелом и удалось освободить свыше 95 процентов территории САР.
Операцию у Артемовска в западных СМИ назвали «бахмутской мясорубкой». И ни для кого не секрет, что контингент ВСУ пополняют в основном за счет наемников
В СВО перед Суровикиным стоит похожая задача: наладить единообразное управление в войсках. В СВО участвует разнородный контингент: это и контрактные части ДНР и ЛНР (наиболее мотивированные, но часто хуже оснащенные), это войска Минобороны РФ (как говорят, не всегда между ними и войсками ЛНР-ДНР есть полное взаимодействие и связь), это контрактные части ЧВК «Вагнер», которые очень активны на Бахмутском направлении (сейчас там, фактически, происходит новый Сталинград). И, наконец, Суровикину достались 300 тысяч мобилизованных резервистов, примерно половина которых до сих проходит подготовку вне зоны СВО. Объединить эти контингенты в одну военную машину ничуть не легче, чем в Сирии.
Политические задачи
Суровикин был участником 2-й чеченской войны, и тогда широкий резонанс приобрело его обещание в СМИ уничтожать трех боевиков за каждого погибшего солдата.
И так сложилось, что его назначение совпало с изменением политических целей СВО на Украине. В октябре 2022 было заявлено, что целями операции теперь является уничтожение украинской государственности и украинской армии. Очевидно, что денацификация и демилитаризация (то есть демонтаж части государственного и военного аппарата) уже не возможны, спецоперация приобрела другой характер. Именно при Суровикине Россия пошла на удары по инфраструктуре, и надо понимать, что эта мера, несмотря на свою эффективность, максимально настроит против РФ рядовое украинское население. Какое-либо «замирение», «компромисс» станут объективно невозможными.
Указом Александра Лукашенко в 2010 году Сергей Суровикин был награжден орденом Дружбы народов — за значительный вклад в укрепление мира, дружественных отношений и сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерацией
России сейчас необходима военная победа, но большой вопрос, что такой победой считать. Владимир Путин недавно намекнул, что, к примеру, контроль Азовского моря тоже может являться победой, поскольку к этому стремился еще Петр Первый. Тем не менее, ВСУ сейчас намерены, как минимум, бежать до Крыма (в перспективе это будет самое опасное направление) или, к примеру, атаковать в районе Сватово, чтобы зайти в тыл российским подразделениям и не брать в лоб Лисичанск, Рубежное и Северодонецк. Не менее опасными остаются Харьковское и Запорожское направления.
Владимир Путин, подводя итог херсонской операции, назвал соотношение потерь ВС РФ и ВСУ в операции как 1 к 7 или 1 к 8. Всего за время попыток наступления на Херсон потери украинской стороны составили порядка 10-12 тысяч. Однако самой кровопролитной точкой осенне-зимней кампании стал Бахмут (он же Артемовск) в ДНР. С российской стороны наступление ведут ЧВК «Вагнера» и подразделения Народной милиции ДНР. В обороне Бахмута принимают участие 53-я, 58-я и 71-я бригады ВСУ, нацбат «Айдар» и бойцы американской ЧВК «Моцарт».
Как отмечают специалисты, из-за тяжелых условий соотношение раненых и убитых у ВСУ сейчас не 1:4 и не 1:3, как принято считать, а 1:1. Раненых не вывозят с линии боевого соприкосновения, не хватает транспорта и медиков.
В тактическом плане взятие Бахмута позволит ограничить обстрелы Донецка, но целью русских является не столько блокирование украинской группировки в городе, сколько прямое уничтожение живой силы противника.
Обменная кампания, которую Россия проводила в отношении «азовцев» и британцев, вызывала у солдат и командиров «на земле» немало вопросов. Все это выливается во взаимное ожесточение и рост безвозвратных потерь.
Чего ждать дальше?
Мнения в российской прессе разделились: одни пишут, что будет масштабное зимнее наступление, вторые — что нет, более того, оно вредно. Украину предлагают брать измором и ждать, когда даст плоды деградация армии, энергосистемы и промышленного потенциала. Оптимисты даже говорят о том, что ВСУ осталось якобы воевать всего два месяца, а потом система управления и снабжения рухнет.
Подобные утверждения все же вызывают большие сомнения. Украину сегодня снабжают буквально «с колес». Несмотря на полную остановку промышленности и отсутствия отопления и света в городах боевые действия не прекратятся. Ключевой фактор здесь это даже не наемники, а бесперебойные поставки оружия через Польшу и Румынию. Именно интенсивность оружейных поставок прямо влияет на ход боевых действий.
По мнению специалистов, независимо от того, будет российское зимнее наступление или нет, боевые действия в любом случае станут более интенсивными. Сегодня практически по всему фронту — страшная грязь, так как на Украине зимняя температура приходит примерно на месяц позже, чем у нас, и по украинской распутице не могли в свое время пройти ни немецкие, ни советские танки.
Очевидно и то, что русские готовятся, скорее, к активной обороне. Созданы противотанковые линии под Белгородом, Курском, Брянском, Воронежем, фортификационные сооружения в Ростовской области и даже в Крыму. Плюс прокопана «линия Вагнера» в глубине Луганской и Донецкой областей (трехметровый ров и бетонные надолбы).
Кроме того, надо правильно оценить мобилизационный резерв ВСУ. 10 тысяч солдат каждые 100 дней готовит Англия, примерно столько же — Польша, еще 5 тысяч — Германия и Румыния, 2 тысячи — Испания. Итого 32–33 тысячи мобилизованных могут пополнять ряды ВСУ каждые три месяца. С 24 февраля, то есть за 9 месяцев, такую подготовку прошло примерно 100 тысяч солдат и офицеров. Еще около 250 тысяч — это резервисты из числа первых четырех волн мобилизации, которые такого обучения не проходили. Не следует забывать о примерно 50 тысячах добровольцев из теробороны, многие с боевым опытом АТО, еще 200 тысяч находилось на службе в ВСУ в момент начала операции. Сколько из этих людей сегодня живы, большой вопрос, так как потери ВСУ неизвестны. Во всех военизированных структурах Украины сегодня совокупно находится от 600 до 800 тысяч человек.
Что этому противопоставит Россия зимой 2022–2023-го? В Вооруженных Силах РФ, что сейчас на Украине, около 222 тысяч человек (180 тысяч ВС РФ плюс 42 тысяч НМ ЛДНР), к ним добавятся чуть более 300 тысяч, попавших под частичную мобилизацию и несколько десятков тысяч добровольцев.
Владимир Путин при этом заявил, что пока новая мобилизация не планируется, то есть в самом лучше случае РФ будет иметь более 500 тысяч человек, но очень разной степени подготовки и мотивации.
С учетом темпов пополнения личного состава РФ сможет выставлять 300 тысяч каждые три месяца (при необходимости), ВСУ — 33–35 тыс. за тот же период. Значит, создать кратное преимущество для масштабного наступления, а не для активной обороны получится будет только через полгода и при условии новых волн мобилизации, каждая из которых будет хуже по качеству, как это бывает на практике. Впрочем, все это только предположения. Российские военные видят полную картинку (здесь вопросы снабжения и управления войсками; связи; поставок новых дронов, артиллерийских систем, ракет) — исходя из этого будут планировать свои действия. Не зная всех этих факторов, сложно предугадать темпы и сроки продолжения боевых действий. Впрочем, Владимир Путин уже намекнул, что СВО и ее результаты — это «длительный процесс», так что генерал Суровикин останется с нами надолго.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!