Меню

«Красный дьявол». О непростой судьбе летчика-испытателя Ивана Федорова

Иван Федоров

Военного летчика, своеобразную легенду советских Военно-Воздушных Сил, Ивана Евграфовича Федорова во время Великой Отечественной войны несколько раз представляли к званию Героя Советского Союза, но был он удостоен этого высшего знака воинского отличия в Советском Союзе уже лишь в послевоенное время. Он летал на всех типах самолетов, какие только были в пору его летной карьеры, начиная еще с биплана «Авро» и заканчивая реактивным Ла-176. 

Согласно энциклопедии «Авиация и Космонавтика» (научное издание 1994 года), в воздушных боях Федоров сбил 49 вражеских машин лично и 47 — в составе группы. Некоторые эпизоды из его неординарной и достаточно бурной биографии буквально граничат с некоторой долей фантастики.

Участник ряда войн, выдающийся летчик-испытатель, фирменный летчик КБ Лавочкина, он выполнил свой первый полет в 1929 году, а спустя почти 20 лет, осенью 1948 года, стал первым советским летчиком, достигшим скорости звука! Именно тогда полковник Иван Евграфович Федоров, кавалер великого множества боевых орденов, и стал Героем Советского Союза.

Иван Федоров

О детстве, формировании характера и как стал военным летчиком

Родился Ваня Федоров 23 февраля 1914-го года в рабочей семье, его своенравный нрав проявился еще в раннем детстве, так в восьмилетнем возрасте, будучи батраком у местного зажиточного крестьянина, поджег его усадьбу в ответ за постоянные побои. Его отец, воевавший в Гражданскую войну в Конной армии Семена Буденного, а также и мать рано умерли, и Ваня беспризорничал, что добавило в его складывающийся характер некую удаль, а порой и несдержанность.

Спасибо советской власти, Ваню приструнили, отправили учиться в школу, затем он пошел работать слесарем, освоил профессию машиниста, а вскоре вместе со многими сверстниками по призыву Осовиахима поступил в 1929-ом году в Луганскую летно-планерную школу и уже в пятнадцать лет впервые поднялся в воздух. В 1931-ом, по окончанию фабрично-заводской школы, Федоров поступает в местный пединститут, но мечту летать не оставляет.  И будучи призванным на службу в Красную Армию, Федоров заканчивает Ворошиловградскую авиационную школу, и успешно летает в качестве младшего летчика, затем командира звена истребителей в авиабригаде Киевского военного округа. Мастерство пилотажа уже тогда отличало молодого летчика Ивана Федорова, и командиры не раз ставили его в пример остальным, а вот в среде своих друзей-летчиков он получает репутацию отчаянного заводилы, способного подчас и на необдуманные поступки.

Иван Федоров

«Красный дьявол» в Испании. Награды и поцелуй самой Долорес Ибаррури

Начнем эту часть повествования  о будущем выдающемся летчике, Герое Советского Союза  личными воспоминаниями Ивана Федорова :«Девять дней боев, и меня уже называли «дьябли рохо» — «красным дьяволом».

Почему? У фашистов всегда самолетов было много 50–60 сразу в небе. А наши летали небольшими группами. К тому же у наших самолетов было слабое вооружение, пулеметы малокалиберные: 200 метров предел. А подойти ближе непросто. Вот и оставалось одно: лезть в кучи. Как в драке.  В такой тесноте один другому мешает, невозможно стрелять по редким самолетам. Нам только на руку. Я кресты вижу – они же повсюду. Ну, и луплю из всех пулеметов без всякой боязни зацепить своего. Такое вот дело придумали и апробировали на практике летчики-истребители Серов, Осипенко и я. Случалось, что я за один вылет по три самолета сбивал. 

Вот, к примеру: взлетаем: Хозримов, Лазоченко, Хлысович, Панов… Линия фронта. Никого! Походили немного, и тут вижу: прямо надо мной два бомбардировщика и два истребителя. Бросаюсь к ним. Смотрю, бомбы сыплются из бомбардировщиков, а я-то снизу. Чтобы не зацепило, провожу резкий маневр, захожу слева сзади, даю очередь – самолет загорелся и взорвался. Берусь за другой бомбардировщик. Не проходит и двух минут, как сбил обоих фашистов. Теперь самое время заняться истребителями. Их двое. Понимаю, что злы они на меня, хотят поквитаться. Бросаюсь к ближайшему, захожу в хвост и сбиваю. Второй уходит. Даю очередь на прощание. Смотрю вслед «везунчику», и кажется мне, что не все у него кучеряво: уходит на свою территорию со снижением. 

Вышло так, что эти самолеты я сбил на глазах испанцев. Прибежали ночью, нашли меня и давай качать! У наших глаза на лоб. Среди тех, кто видел мой бой, оказалась и «Пассионария» — Долорес Ибаррури, она поцеловала меня, часы подарила и пистолет из нержавейки. Командующий испанскими ВВС тоже меня наградил — маузером именным». 

Напомню читателям. Испанка Долорес Ибаррури: женщина, с именем которой ополченцы-республиканцы шли в бой, пламенный борец с фашизмом, фразу которой много лет повторяли во всем мире: «No Pasaran!» — «Они не пройдут!» Женщина, потерявшая пятеро детей, в том числе сына, погибшего защищая наш Сталинград. Ее еще звали неистовой «Пассионарией».
И от автора: военные историки и аналитики участия советских летчиков в рядах боевой авиации республиканской Испании в боях против войск мятежного генерала Франко и  активно поддерживающих его фашистских режимов Германии и Италии, по разному относятся к воспоминаниям Ивана Федорова. Есть и подвергающие сомнению правдивость его слов, мотивируя склонностью Ивана Евграфиевича к некоторому преувеличению, выпячиванию личных заслуг.

Иван Федоров

Давайте посмотрим объективно. С одной стороны, официально считается, что в небе Испании Федоров воевал в составе 5-й авиаэскадрильи 21-й авиагруппы и совершил более 150 боевых вылетов (боевой налет составил 180-190 часов). На своем И-16 он в районе города Картахена лично сбил два итальянских бомбардировщика «Савоя-Маркетти SM.79». Но есть и другие источники, так Ю. Смирнов в «Крыльях Родины» (№7 за 2000 год) пишет, что в «архивном личном деле № 8803 значится, что за время пребывания в Испании» Иван Евграфович Федоров «совершил 286 боевых вылетов, провел 36 воздушных боёв, в которых показал исключительные образцы ведения воздушного боя. Сбил лично 11 самолётов противника и 13 в группе».

И-16

Надо понимать, что на любой войне нет совершенно достоверных данных, тем более  о воздушных боях, не говоря о сражениях в небе Испании, где наши летчики воевали под вымышленными испанскими именами .Более того ряд летчиков, вернувшись в Союз, говорили, что было распоряжение руководства, чтобы советские летчики не выказывали свое превосходство перед испанскими «комрадами». 

Иван Федоров

И самое важное и главное: никто не оспаривает высокий летный профессионализм и героизм летчика Ивана Федорова, который, даже получив ранение рук и лица, продолжал сражаться.  Об этом свидетельствует и статья о нем в главной газете страны «Правда» и 2 (!) ордена Красного Знамени! Да и то, что после возвращения из Испании капитан Иван Федоров был назначен командиром авиаэскадрильи, а вскоре ему доверили  и истребительный авиационный полк, тоже являлось признанием его боевых заслуг и высокого летного мастерства.

А неординарность таких личностей , каким, несомненно, и был Иван Евграфович Федоров, всегда вызывало и вызывает  настороженное отношение к ним, это правда жизни.

Орден Красного Знамени

Летная карьера после Испании и «бегство» на фронт

Итак, окончив в 1939-ом году Высшие авиационные курсы повышения квалификации офицерского состава ВВС, Иван Федоров получил назначение на должность командира 17-го истребительного авиаполка в Великих Луках на Псковщине. Но уже  летом 1940-го года Федоров был  откомандирован на Горьковский авиазавод №21 в качестве летчика-испытателя, а в ноябре того же года его направляют в Китай начальником летно-испытательного участка завода,  построенного силами советских специалистов, и выпускавшего советские истребители И-16. Но в мае следующего,  1941-го года , произошла  авиационная катастрофа,  когда потерпел крушение один из подчиненных ему летчиков-испытателей, и Федорова сразу же понизили в должности, назначив рядовым испытателем.

А с началом Великой Отечественной войны его вновь направляют в Горький в качестве старшего летчика-испытателя самолетов- истребителей конструкторского бюро Семена Лавочкина. И  Ивану Федорову довелось испытывать, доводит в воздухе боевые характеристики и возможности истребителя-моноплана ЛаГГ-3.

Он, будучи кадровым военным летчиком с 10-летним летным стажем и боевым опытом Испании, неудержимо рвался воевать на фронт. Но его не отпускали, и тогда Иван Евграфович решается на отчаянный поступок – самовольно сбежать с завода, где он испытывал истребитель ЛаГГ-3, на фронт. Так снова проявился его дерзкий характер, но сбегал же он не с фронта, а на фронт!

Сам он рассказывал об этом с достаточно красочными подробностями, такими, как три мертвых петли под мостом через Оку, воздушную погоню и тому подобное.

Но вот Игорь Шелест, советский летчик-испытатель, автор книг об авиации, в своей книге «С крыла на крыло» так описывает этот эпизод:

«В восторге от наглядного урока (который продемонстрировал в воздухе Федоров, показывая боевые возможности ЛаГГ-3. — Прим.), летчики стали уговаривать Федорова присоединиться к ним. И однажды, не сказав никому ни слова, он взлетел вслед за группой военных машин, пристроился к ним в пеленг и улетел на фронт».

Не будем судить как это произошло на самом деле, но факт, что  в июле 1942 года  Фёдоров самовольно перегнал ЛаГГ-3 на Калининский фронт и остался там воевать. Ему повезло, что Командующий в то время Воздушной армией фронта генерал Михаил Громов лично защитил Федорова и назначил его старшим инспектором по технике пилотирования 3-й ВА, а по совместительству и командиром отряда управления. Вот как характеризуют его в тот период: «С первых же дней своего пребывания весь свой богатый опыт вложил в дело обучения молодого личного состава… проделал большую работу по переучиванию летного состава с разных конструкций самолетов на истребителей, личным примером показывая образцы умения, мужества и отваги».

В Горький же Иван Федоров вернулся еще раз, за своей женой Анной, тоже летчицей, освоившей азы летного дела под руководством будущего мужа. Командарм 3-й ВА Громов разрешил слетать за ней на двухместном истребителе. И Анна Артемьевна участвовала в воздушных сражениях, на ее счету числится три сбитых фашистских самолета. Однако в 1943-ем году ее самолет был подбит, а она сама, раненная в ногу, смогла выпрыгнуть с парашютом, после этого она несколько лет провела на больничных койках и больше уже никогда, к своему огорчению, но к радости мужа, не летала.

Командующий 3-й ВА Михаил Михайлович Громов, впоследствии ставший генерал-полковником авиации, Героем Советского Союза, никогда не жалел о своем выборе. Федоров был отважным летчиком, летал мастерски и уже через несколько дней пребывания на фронте на своем ЛаГГ-3 «завалил», как говаривали фронтовые летчики, немецкий бомбардировщик «Юнкерс».

О фронтовой эпопее летчика Ивана Федорова и его работе летчиком-испытателем, удостоенного звания Героя Советского Союза, читайте в предыдущей публикации.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59