«Батя» штрафной эскадрильи. Продолжаем рассказывать о необычной судьбе Ивана Федорова
«Особисты» вполне могли расстрелять меня за угон самолета и «дезертирство» с авиазавода. Именно так говорил в одном из своих интервью Иван Евграфович Федоров спустя много лет…
Вряд ли смог бы защитить его Командующий 3-й Воздушной армией, тогда генерал-лейтенант авиации Михаил Громов… Да, Михаил Михайлович Громов был человек волевой и решительный, умный авиационный военачальник, прекрасно понимающий, как в тот сложнейший период на фронте нужны были летчики с боевым испанским опытом. Но все же…размышляя о том побеге Ивана Федорова на фронт, пришел к выводу, что прежде всего помог ему избежать «кары» приказ Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина. Помните, 28 июля 1942 года был издан и немедленно доведен до всех войск Красной Армии знаменитый и беспощадный сталинский приказ, который еще известен, как приказ «Ни шагу назад!». «В числе же мер приказом предписывалось: «Сформировать в пределах фронта от одного до трех штрафных батальонов… В пределах каждой армии от 5 до 10 штрафных рот… чтобы в более трудных условиях искупили свою вину кровью».
И мы долгое-долгое время считали, что штрафные подразделения Красной Армии — знаменитые «штрафбаты», сражались в самых горячих местах фронтов только как пехота. И лишь после приоткрытия архивов стало известным, что на основании директивы Ставки Верховного Главнокомандования, в развитие приказа № 227, было тогда предписано о создании и штрафных авиационных эскадрилий!
Дважды Герой Советского Союза, маршал авиации А. Н. Ефимов, отвечая на вопрос о штрафных эскадрильях, говорил в своем интервью, опубликованном в газете «Красная Звезда», от 6 мая 2006 года:
«Интереснейшая тема — авиационные штрафные эскадрильи. Директива об их создании за подписью И. Сталина и А. Василевского датируется 4 августа 1942 года. Когда их организовывали, Воздушные армии получили указания составить «Положение о штрафных эскадрильях» и создать такие авиаподразделения в каждой авиационной дивизии. Например, 8-я Воздушная армия имела 3 истребительные дивизии, по одной бомбардировочной и ночной бомбардировочной, и в каждой была создана штрафная эскадрилья. Так же было и в других армиях. О летчиках — штрафниках, искупавших свою вину в боях, не говорили по разным причинам. Прежде всего, эта тема очень щепетильная, и с наскока её взять невозможно. Многие летчики — штрафники впоследствии были удостоены званий Героев Советского Союза, а некоторые — дважды. Из этой когорты вышли даже авиационные Генералы и Маршалы (орфография сохранена, прим.)
Как же сражалась штрафная эскадрилья Федорова?
Достоверный факт, что такая эскадрилья действительно была сформирована летом 1942 года в составе 3-й Воздушной армии, которой командовал, как мы уже знаем, генерал Михаил Громов.
И именно Иван Федоров, как никто другой, подошел для назначения командиром авиационной эскадрильи воздушных штрафников: его отчаянный характер, принцип « Не бояться смерти « помноженные на холодный расчет и отличное знание всех возможностей самолета. И личный пример, когда он ввязывался в неравный бой с превосходящими силами воздушного противника и выходил из него победителем.
Видимо, по цензурным соображениям о штрафной эскадрилье 3-й ВА нет упоминаний ни в мемуарах Командарма М. Громова, ни в воспоминаниях других ветеранов, например, офицера штаба этой воздушной армии П. Анищенкова.
Но в личном деле Ивана Евграфовича Федорова черным по белому записано: «Командир группы летчиков — штрафников!»
И воевала эскадрилья Ивана Федорова, которую вполне можно назвать штрафным авиационным полком (42 самолета и порядка 60 летчиков) достойно. Известно, что через месяц летчиков-штрафников, которыми он командовал, как смывших свою вину необходимым количеством успешных боевых вылетов, отправили воевать в свои авиаполки, а ряд из них были представлены к наградам.
Сам же Федоров, как отмечено в наградном листе:
«За период командования группой штрафников на Калининском фронте лично произвёл 84 боевых вылета, участвовал в 12 воздушных боях, в которых лично сбил 5 Ю-88, 1 ДО-219, 6 МЕ-109Ф и в паре с ведомым сбил 1 МЕ-109Ф, лично подбил 1 МЕ-109Ф и два Ю-88. Все сбитые самолеты подтверждены наземными войсками».
Командир полка, командир авиационной дивизии. Герой, не удостоенный официально этого звания
В октябре 1942 года приказом Главнокомандующего ВВС Красной Армии майор Иван Федоров назначается командиром 157-го истребительного авиационного полка. Насколько успешно воевали летчики полка и сам его командир можно, наверное, достаточно подтвердить тем, что 157-й истребительный авиационный полк неофициально называли « полком асов».
Из наградного представления к ордену Отечественной войны 1-й степени, подписанного Командующим 3-й ВА М. Громовым 27 декабря 1942 года:
«За период с 23 июня 1942 г. тов. Федоров имеет лично 82 боевых вылета, из них 73 вылета на сопровождение и прикрытие штурмовиков и бомбардировщиков, 2 вылета на бомбометание и 1 вылет на штурмовку противника. Федоров провел 6 воздушных боев, в результате которых: 12.7.42 г. северо-западнее гор. Белый в группе сбил самолет противника (МЕ-109). 23.9.42 г. над аэродромом Бошарово один вел неравный бой с 24 самолетами противника (18 Ю-88 и 6 МЕ-109), в котором сбил один и подбил два самолета противника (все три Ю-88). В этом бою тов. Федоров получил легкое ранение в ногу и на сильно поврежденном самолете произвел посадку на своем аэродроме. 25.9.42 г. над Ржевом в бою пятеркой против 8 самолетов противника тов. Федоров сбил один самолет (МЕ-109). 26.9.42 г. над Ржевом, ведя бой с 9 самолетами противника, тов. Федоров сбил 1 самолет Ю-88 и в тот же день в другом воздушном бою против 10 самолетов противника подбил 1 самолет Ю-88. 27.9.42 г. также над Ржевом сбил 1 и подбил второй самолет противника (оба МЕ-109). В этом бою тов. Федоров был сбит сам и получил ранение лица и ног».
С декабря 1942 года по апрель 1943 года уже полковник Федоров командовал 256-й, а позже 273-й истребительными авиадивизиями в 3-й ВА. И Иван Евграфович, оказывается, умел не только храбро сражаться в воздухе, но и проявил немалый талант авиационного руководителя и летного учителя. Когда в апреле 1943 года его дивизию пополнили после переформирования 157, 163 и 347 истребительные авиаполки, а их укомплектовывали молодежью, вообще не имеющей боевого опыта, то тогда ему удалось за 10-15 дней сплотить лётный состав, обучить его ведению воздушного боя и подготовить к выполнению боевых задач. За период с мая по ноябрь 1943 года его 273-я истребительная авиадивизия сбила 509 самолетов противника, потеряв 70 своих самолетов и 50 летчиков. Они сражались за «курский выступ», участвовали в операциях на Орловско-Курском направлении, под Кромами, Севском, Глуховом, Конотопом, Нежином, Черниговом и Гомелем.
А вот наградами Ивана Федорова командование действительно не баловало. И хотя на его груди были ордена Александра Невского, два ордена Отечественной войны 1-ой степени, орден Отечественной войны 2-ой степени, орден Красной Звезды и три Боевого Красного Знамени (из которых первые два он получил в Испании, — Прим. Авт.), все равно по сравнению с «иконостасами» других фронтовых летчиков, Иван Евграфович выглядел весьма скромно. А два представления к званию Героя Советского Союза остались не реализованными…
Но говоря словами Александра Твардовского:
«Бой идет святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле».
Летчик-испытатель. Герой СССР
По окончании Великой Отечественной войны полковник Иван Федоров, так и не удостоенный высшего знака воинского отличия, возвращается в конструкторское бюро Лавочника, кстати, по личной просьбе самого авиаконструктора. Он испытывает новые типы самолетов, в том числе первые отечественные реактивные, именно Федоров первым выполнил полет на Ла-160 с треугольно-стреловидным крылом, одним из первых был вынужден на практике испытать катапультирование и опять же первым превысил звуковой барьер на истребителе Ла-176. Также Иван Евграфович испытывал Ла-150, Ла-150Ф, Ла-150М, Ла-154, Ла-156 и Ла-174ТК.
И в 1948-ом году состоялось, наконец-то, давно заслуженное награждение Федорова званием Героя Советского Союза, с вручением ему медали Золотая Звезда и ордена Ленина.
Авторские размышления
Многим известно, что в годы Великой Отечественной войны для поощрения летчиков советских ВВС существовали, образно говоря, специальные наградные «расценки». Так, за 10 сбитых вражеских самолетов летчика можно было представлять к званию Героя Советского Союза, к концу войны, когда «отлегло», то «наградную расценку» приподняли, и Звезду Героя стали присваивать за десять лично сбитых бомбардировщиков (разведчиков) или за пятнадцать лично сбитых самолетов других типов.
Не будем мы пытаться выяснить, сколько же сбил Иван Евграфович Федоров, но даже всего (!) 17, о которых говорят те, кто считает его человеком, склонным к преувеличению своих заслуг, то, извините, первую Звезду Героя он заслужил в боях во время Великой Отечественной войны!
Память о нем увековечена официально, но не буду перечислять.
Скажу о другом: на одном из подмосковных кладбищ, где он упокоился рядом с женой, тоже фронтовой летчицей, с которой летал в одном фронтовом небе, стоит скромный, но впечатляющий памятник.
Это вертикальная плита, на которой изображена красивая пара — мужчина, вся грудь в орденах, и женщина. И еще самолет, парящий над их головами, вместо ангела.
И пусть этот самолет, олицетворяющий ангела, и добрая нетленная наша память Ивану Евграфовичу Федорову будут вечными!