Меню

Последний из разведгруппы «Джек». О минчанине Геннадии Юшкевиче, диверсанте легендарных бойцов

Юшкевич

С каждым годом, и даже днем становится все меньше и меньше тех людей, кому мы бесконечно обязаны быть благодарными за Победу в Великой Отечественной войне. К счастью, сегодня среди них активный участник партизанского движения в Беларуси, а затем войсковой разведчик легендарной группы «Джек», минчанин Геннадий Владимирович Юшкевич.

В Год исторической памяти в Республике Беларусь он, 94-летний ветеран Великой Отечественной войны, достаточно бодр и энергичен, участвует в общественно важных делах, являя собой живой пример беззаветного служения Отечеству.

Из личных воспоминаний Геннадия Юшкевича

 *** «У Павла Крылатых (первого командира разведгруппы «Джек») был пиджак — он в нем сфотографировался. В Пруссии, на второй день, пуля поразила Павла прямо в сердце. И тогда Николай Шпаков, заместитель командира группы, говорит: «Ты самый молодой, тебе обязательно надо выжить. Надень Пашкин пиджак, пуля дважды в одно место не попадает — закон баллистики». Сняли пиджак с Павла — и на меня надели. В нем я и пришел в воинскую часть. А группа погибла практически вся. Из десяти человек выжили трое…»

 *** «Получил орден Славы за Пруссию, есть орден Отечественной войны 1-й степени. Должен был быть еще орден Красной Звезды за «Чайку» (диверсионно-разведывательная группа, в которой юный Генка Юшкевич сражался до «Джека», — Прим.) Но так и не дошел до меня. Есть медаль «За победу над Германией». Но нет медали за Кенигсберг. Ну и ладно… Мы всегда в сторонке стояли. Мой друг Ридевский говорил по этому поводу: самая главная награда — дарованная нам жизнь… Вообще, к наградам я относился спокойно. В нашей конторе не было принято носить их. Есть у меня орден Гвоздики — наградил Совет ветеранов военной разведки ГРУ России»

 *** «Когда я сейчас вспоминаю войну, мне кажется, для меня тогда это как какая-то игра была. Наверное, потому что — молодость! Люблю смотреть документальные фильмы. А художественные… Я хорошо знаю милицейскую работу, знаю, как она делается. Но ее, серьезную работу, не покажешь. Или нашу работу разведчиков. Пришел на наблюдение, отпускаю сменщика, ложусь. Лежу сутки, если никто не сменяет — лежу двое… Голодный, мухи кусают, комары жрут… Дождь идет. Лежишь. И только смотришь и считаешь — и больше ничего. Зрителю же подавай действие. А мы были рыцарями тихого боя…»

О минском пареньке Генке Юшкевиче, ставшем диверсантом-разведчиком в 14 лет

Жизнь Гены Юшкевича до войны была достаточно беззаботной и по-мальчишески счастливой. Он окончил шесть классов минской средней школы №17, посещал несколько кружков в минском Дворце пионеров, строил планы на взрослую жизнь. Все перечеркнула война…

Юшкевич юный

После ареста и казни фашистскими карателями мамы, которая активно участвовала в антифашистском минском подполье, Генку определили в детский дом. Теперь-то мы знаем, что фашисты, согласно плану «Ост», предусматривавшего в числе прочего и «онемечивание» населения запада СССР, планировали воспитывать советских детей в детдомах в «арийском духе» при участии своих пособников — предателей советской страны.

Но, сообразительный и шустрый не по годам 13-летний Гена Юшкевич сбежал из минского детдома, и зимой 1941–1942 годов скитался в компании таких же, как и он, минских беспризорников. В марте же 1942 года соседи отправили его к своим родственникам в деревню Сеница под Минском. А поскольку в этом регионе было сильное партизанское движение, поэтому не удивительно, что в скором времени Генка оказался в одном из партизанских отрядов.

В отряде он стал выполнять простые, на первый взгляд, задания: ходил в Минск на явочные квартиры, передавал нужным людям записки из отряда, под видом сироты, просящего у людей продукты, ходил по деревням, где располагались полицейские участки и немецкие гарнизоны, запоминал места их размещения, где ходят патрули, где огневые точки, эти его сведения были важны для партизан, проводивших затем успешные налеты на врага.

На самом же деле, это была крайне опасная работа, требующая мужества и выдержки.

Первыми наставниками Генки в отряде были командир боевой группы Михаил Минаков, партизаны Наполеон Ридевский, Борис Цыпушкин, Владимр Вашкевич. Особенно подружился Гена Юшкевич с Наполеоном Ридевским, с которым судьба связала его на многие годы, как военные, так и мирные. Ридевский часто брал Генку с собой вести разведку, они собирали сведения о передвижении вражеских войск по железной дороге, размещении воинских частей и гарнизонов, устанавливали численность и характер техники и вооружения противника, имена предателей. 

памятник
Памятник разведчику Крылатых

А в ноябре 1943 года четырнадцатилетний Генка стал уже полноправным бойцом партизанской диверсионно-разведывательной группы «Чайка», в которую, кроме него, входили Борис Цыпушкин. Николай Чернов и Володя Михалевич. Диверсионная партизанская группа нанесла врагу немалый ущерб. Она пускала под откос эшелоны, взрывала мосты, путепроводы, устраивала засады на шоссейных дорогах. Так, под железнодорожной станцией Фаниполь они, несмотря на усиленную охрану, взорвали эшелон с горючим и авиационными моторами, сожгли штабной лимузин, изъяв из него ценные оперативные документы. 

Не знавший страха паренек Генка Юшкевич участвовал в самых рискованных операциях. Однажды, увлекшись погоней за полицейскими, ворвался верхом на коне в гарнизон в Ружамполе. Переполошившиеся полицаи открыли огонь по нему. «Ежику» тогда лишь чудом удалось избежать смерти, и его, полуживого, нашел в километре от своего дома на бывшем хуторе Звариковщина лесник Иван Крылович. Рискуя своей жизнью и жизнями своих детей, Иван Викентьевич под охапкой хвороста доставил бесчувственное тело мальчика к себе и выходил его.

За свои боевые дела в 1944 году Геннадий Юшкевич был представлен к двум партизанским наградам: сначала к медали «Партизану Отечественной войны» 2-й степени, а спустя всего несколько месяцев, и к 1-й, высшей степени, награде. Правда, их он получил уже после войны.

Юшкевич

А тогда, в июле 1944 года разведгруппа «Чайка», вместе с частями Красной Армии, победно вошла в освобожденный Минск, родной Генке город. Мог ли несовершеннолетний Генка остаться в городе, продолжать учебу, устраивать мирную жизнь? Мог, безусловно, но, как сам признавался, не смог: его душа требовала отмщения врагу за смерть любимой мамы, за поруганное детство таких, как он сам, сверстников…

Юшкевич — боец разведгруппы «Джек»

Рассматривала кандидатуры для заброски в глубокий тыл врага, в Восточную Пруссию, специальная комиссия во главе с начальником разведывательного управления 3-го Белорусского фронта генерал-майором Алешиным.

И лишь заступничество назначенного командиром группы капитана Павла Крылатых, помогло несовершеннолетнему партизану Гене Юшкевичу стать бойцом диверсионно-разведывательной группы «Джек».

«Была взбучка Павлу Крылатых. А он сказал, что парень хваткий, хорошая память, владеет оружием, знает язык, проверен на деле уже в лесах Беларуси, короче говоря, дал мне самую лестную характеристику».

Из воспоминаний Юшкевича

Надо отметить, несколько отвлекаясь от рассказа о нашем земляке-герое, что в период подготовки Восточно-Прусской операции, с конца июля до середины декабря 1944 года, на территорию Восточной Пруссии были заброшены 237 диверсионно-разведывательных групп: больше 2500 разведчиков. И порядка 2250 из них погибли или пропали без вести… Это еще и еще раз говорит о массовом героизме советских людей в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

Юшкевич фото

Группа «Джек» действовала в тылу врага в неимоверно сложных условиях почти пять месяцев.

Несколько эпизодов, связанных непосредственно с нашим земляком Геннадием Юшкевичем

О его мужестве, отваге и даже дерзости, без которой и нет настоящего войскового разведчика, не раз докладывалось в радиограммах командиров-джековцев в Центр.

*** 17 сентября 1944 года: «Немецкая разведка южнее деревни Эльхталь (ныне поселок Заливное, — Прим.) наткнулась на часового «Труса» (позывной Юшкевича, от белорусского трус — кролик, — Прим.), который двоих убил, а третьего ранил».

*** 24 сентября 1944 года: «Сегодня на рассвете на лагерь напали эсэсовцы. Прочесывали лес целый день, преследуя нас по пятам. Прижали группу к просеке. «Крот» (Иван Мельников, — Прим.) и «Трус» (Геннадий Юшкевич, — Прим.) уничтожили пулеметный расчет, позволив группе прорваться».

*** 28 сентября 1944 года за одну ночь разведчики попали в две засады подряд. Тогда же, налетев коленом на валун, Наполеон Ридевский серьезно повредил ногу. Идти он самостоятельно не мог. С Ридевским оставили Гену Юшкевича. И подросток тащил раненого товарища по лесам больше семидесяти километров. Без еды, теплой одежды и надежды на помощь. К 5 октября они с трудом добрались до «почтового ящика № 2» недалеко от болота у хутора Линденгорст. Ждали двое суток, в надежде на соединение с основной группой, но тщетно, мы уже знаем о их судьбе. После чего перебрались к «почтовому ящику № 1», здесь и обосновались, вырыв финками под огромным вывороченным корнем нору.

Юшкевич и разведчики
На групповом фото послевоенных лет оставшиеся в живых джековцы, слева направо: Геннадий Юшкевич, Иван Целиков и Наполеон Ридевский

Когда же наступили зимние холода, и Юшкевичу с Ридевским казалось, что уже нет никакой надежды на спасение, случилось чудо. Их обнаружили немецкие антифашисты Август Шиллят с сыном Отто. Они стали снабжать советских разведчиков едой и одеждой, а когда ударили морозы и стали слишком заметны следы на снегу, Шилляты спрятали Гену и Наполеона в своем доме на сеновале. Риск был колоссальным: в случае обнаружения диверсантов всю их семью ждали неминуемые пытки Гестапо и расстрел.

«И вот, благодаря этим немцам, семье Шиллятов, мы смогли продержаться до встречи с Советской армией», — вспоминал впоследствии сам Юшкевич.

А после, встретившись с наступающими войсками Красной Армии и, пройдя соответствующую проверку, красноармеец Геннадий Юшкевич сражался с ненавистным врагом в пехоте-матушке.

6 мая 1945 года он, за два дня до капитуляции нацистской Германии, в ходе зачистки города Гумбиннен подорвался на мине-ловушке.

Юшкевич книга

И снова из его личных воспоминаний: «Я зашел в один такой приличный домик какого-то, ну, состоятельного, видно, немца. Увидел, там стоит пианино. Решил взять аккорд. И вот я левой рукой взял этот аккорд. А там растяжка. И рванула мина. И все, меня с левой стороны и приложило».

День Победы Геннадий Юшкевич встретил в госпитале. Тяжелое ранение приковало его к больничной койке на три месяца, осколки мины впились в голову и сильно повредили левый глаз. Жизнь и зрение юному бойцу спасли смелость и мастерство военного хирурга.

После войны он еще не раз отличился на службе Отечеству

А еще его, прикованного на долгое время к госпитальной койке, здорово поддержали сообщения из разведывательного управления штаба 3-го Белорусского фронта, подписанные майором В. Шаповаловым.

Первое: «15 мая 1945. Поздравляю с Победой. За выполнение задания в нашей части Вы представлены к награде орденом «Красная Звезда». Второе: «Вы награждены орденом Славы 3-й степени приказом по войскам 3-го Белорусского фронта № 0512 от 14.05.45 года. Желаю здоровья и успеха в службе и работе».

память

Демобилизовался Геннадий Юшкевич по состоянию здоровья. Но его фронтовой опыт пригодился в органах правопорядка, где он походил службу с 1946 по 1967 годы. Начинал он ее с должности сотрудника спецотдела (переводчик) Управления лагерей немецких военнопленных, был на оперативной работе, а закончил следователем УВД Минского облисполкома.

Вот лишь один из эпизодов оперативной работы Геннадия Юшкевича.

В районе улицы Розы Люксембург орудовала банда Сахно. Его трижды задерживали и, ничего не доказав, трижды отпускали, пока, как говорится, не взяли «на живца». Тогда Геннадия, как самого худенького, переодели в женскую одежду, в руки дали дамскую сумку побольше, и — вперед по глухим переулкам. Повезло — клюнули. Правда, грабители не знали, что «девушка» владеет приемами самбо. Позже, на суде, Сахно заявит: «Я признаю себя виновным, но покажите ту суку, которая мне руку выломала»…

А еще в послевоенной биографии Геннадия Владимировича несколько лет боев с бандами Армии Крайовой, совершавших кровавые злодеяния в Гродненской области. ( фото)

В 1973 году, во время командировки в Берлин, Юшкевич встретил одного из своих спасителей — Отто Шиллята. Через год, пригласив Отто в Минск, Геннадий Владимирович снова стал «диверсантом», когда на своем автомобиле сумел провезти того под видом немого в закрытую для иностранцев Калининградскую область — на то место, где некогда стоял хутор семьи Шиллятов.

22 октября 2010 года, к юбилею военной разведки, министром обороны Республики Беларусь было принято решение о зачислении Юшкевича Геннадия Владимировича Почетным солдатом 5-й отдельной бригады Сил специального назначения.

День сегодняшний

Перу Геннадия Владимировича Юшкевича принадлежат книги о разведгруппе «Джек», он автор и поэтических строк во славу военных разведчиков Великой Отечественной войны.

 Вы первыми шли по военной тропе,
 Золотою звездой не отмечены.
 За подвиг умри, затеряйся в толпе —
 Их имена засекречены.

 Хоть ран и не видно, но сердце саднит,
 С судьбой не поспоришь, конечно,
 Ни медь, ни гранит
 только память хранит
 Ушедших в разведку навечно !

Несмотря на почтенный возраст, Геннадий Владимирович старается встречаться с нынешними поколениями белорусского общества.

Юшкевич

В Бресте он посетил мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», где возложил цветы к Вечному огню на площади Церемониалов, передал свою книгу о разведгруппе «Джек», встретился с молодежью. А еще и побывал в расположении 38-й гвардейской десантно-штурмовой Брестской Венской Краснознаменной бригаде поделившись впечатлением: « Я горжусь, что у нас существует такая армия, на которую можно положиться».

А в небольшой городок Речицу на Гомельщине его позвал очень приятный повод: решением учащихся и педагогического коллектива местной гимназии один из ее классов будет носить его имя!

Будучи в гимназии, Геннадий Владимирович дал нынешнему поколению такой наказ: «Любите Родину, берегите ее, помните подвиг своих предков, уважайте друг друга, будьте едины и делайте все для того, чтобы у нас всегда было мирное небо над головой».

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59