Подвиг героев-летчиков: огненный таран экипажа Михаила Кривцова
Освобождение белорусской земли от немецко-фашистских захватчиков стало возможным благодаря людям, воинам, прошедшим через горнило тех боевых дней и сражений. Они смотрели смерти в глаза и не жалели свои жизни, чтобы спасти другие.
Продолжаем рассказывать об этих героях, которые несмотря ни на что шли к Великой Победе.
По книге летчика-фронтовика Алексея Федорова «В небе — пикировщики»:
«12 января 1944 года выдался ясный, не по-зимнему теплый день. Обычно так бывает в марте, а тут январь, самый разгар зимы, и вдруг оттепель. Казалось, сама природа радовалась успехам наших войск, изгонявших фашистскую нечисть с советской земли.
После напряженных боев летный состав 54-го авиаполка отдыхал в землянках. Вместе со своими друзьями прикорнул и Кривцов. Чувствовал он себя неважно — видимо, сказалось ранение легких, да и сильно переутомился. Ведь за последние недели чуть ли не ежедневно ему приходилось подниматься в воздух по 2-3 раза.
Но где там! Тут же в землянку вбежал посыльный.
— Товарищ подполковник! Вас срочно требует к телефону комдив Федоренко.
Командир дивизии поставил перед полком боевую задачу: уничтожить скопление эшелонов на железнодорожном узле Калинковичи.
— Ведущим первой девятки пойду сам, — доложил Михаил Антонович.
И сам полковник Федоренко тоже участвовал в этом полете, вместе со штурманом майором Авдеевым он возглавил вторую девятку Пе-2 в полковой колонне Кривцова.
Прошло немного времени, и штурман полка майор Сомов доложил командиру о приближении к цели.
«Петляковы» еще не успели лечь на боевой курс, как вокруг них взметнулась плотная стена огня. Зенитная артиллерия вела ураганный заградительный огонь.
Восемь истребителей с фашистской свастикой набросились на ведущие самолеты — Кривцова и Федоренко. Завязался жестокий воздушный бой. Стрелки-радисты вместе с истребителями прикрытия отражали натиск самолетов противника.
Умело маневрируя, Федоренко и Кривцов упорно вели свои самолеты на цель. Взоры всех были устремлены на флагманскую машину командира полка. Первые сброшенные с нее бомбы — сигнал для действия других.
Бомбовой залп был точен. Взорвались вагоны с боеприпасами. От прямых попаданий одна за другой умолкли зенитные батареи. В груды исковерканного металла превратились танки, пушки, автомашины. Фотопленка зафиксировала эту картину. Через день разведка донесла: «Налет был неожиданным для фашистов. На станции Калинковичи нашли себе могилу сотни фашистов. Большинство эшелонов уничтожено. Узел полностью вышел из строя».
Еще один заход на станцию Калинковичи предприняли в тот день пикировщики. И тут-то случилось непоправимое: зенитный снаряд угодил в левый мотор самолета Кривцова. «Петляков» вспыхнул, потерял управление. Машина горящим факелом неслась к земле, где бушевало море огня. Конечно, можно было воспользоваться парашютом. Но подполковник Кривцов, штурман майор Сомов и стрелок-радист Павлов предпочли героическую смерть фашистскому плену.
Весь полк, вся дивизия тяжело переживали смерть Кривцова и его боевых товарищей. Все неудержимо рвались в бой, чтобы сполна отплатить врагу за гибель славного экипажа».
О подвиге экипажа так записано в журнале боевых действий:
«При нанесении сосредоточенного бомбового удара по железнодорожному узлу ж/д станции Калинковичи, полковую группу возглавлял командир 54 бап подполковник КРИВЦОВ М.А. В экипаже его Пе-2 были: 1. Штурман 54 бап гвардии майор СОМОВ ИВАН ИВАНОВИЧ; 2. Стрелок-радист старшина ПАВЛОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. Над целью флагманский самолет был поражен зенитным снарядом. Экипаж не пытался спастись с парашютами, а направил самолет в скопление эшелонов, совершив огненный таран наземной цели. С парашютом не выбросился никто».
А Великую Отечественную войну Михаил Кривцов начал капитаном, командиром авиационной эскадрильи 9-го скоростного бомбардировочного полка. И он стал первым советским летчиком, нанесшим бомбовый удар в 4 часа 50 минут 22 июня 1941 года по военному объекту у города Тильзит Восточной Пруссии фашистской Германии.
Захоронены герои огненного тарана в братской могиле в деревне Песочная Буда на Гомельщине. А на месте гибели экипажа подполковника Михаила Кривцова установлен обелиск.
И судя по фотографиям, память о подвиге героев-летчиков не меркнет.