Меню

Трудности «зеленого перехода»: в чем они состоят

Зеленый переход в ЕС
Фото: из открытых источников

В конце второго десятилетия текущего столетия ведущие в экономическом плане государства мира заявили о так называемом «зеленом переходе», в результате которого предполагалось в сроки от 15 до 30 лет практически полностью отказаться от нефти, газа и угля, благодаря чему снизить до нуля выбросы в атмосферу углекислого газа. Только спустя четыре года стало понятно, что эти грандиозные планы в намеченные изначально сроки реализовать не удастся. Что-то пошло не так, как запланировали. Что именно, попытаемся разобраться.

Изначально в Европейском Союзе «зеленый проект» вызвал массу дискуссий. Если в «старых» государствах Евросоюза и в США политические элиты склонялись к его успеху, то в Восточной Европе были категорически против, опасаясь того, что их и так далеко не передовые экономики станут окончательно неконкурентоспособными. Одновременно с американцами, в 2021 году, к «зеленой повестке» присоединились Япония, Китай и Индия. Американцы датой наступления «нулевых выбросов» углекислого газа назначили 2050 год, Китай — 2060-й, Индия — 2070-й.

Нулевые выбросы

В 2021 году к дорожной карте Международного энергетического агентства по постепенному глобальному уходу от углеводородов к 2050 году присоединились около 150 стран мира. Именно эта дата выбрана не случайно. Она связана с необходимостью удержать глобальное потепление на уровне полутора градусов Цельсия по отношению к доиндустриальной эпохе. Подобные амбициозные задумки могут быть реализованы только в том случае, если все, кто присоединился к «зеленой» дорожной карте, начнут в форсированном режиме выполнять взятые на себя обязательства.

Сейчас можно подвести некоторые итоги «зеленого перехода», которые неутешительные и в некотором смысле даже удручающие. После того, как в 2021 году был риск дефицита нефтепродуктов, Международное энергетическое агентство, позабыв о своей дорожной карте, призвало государства-экспортеры нарастить добычу. Если же посмотреть на динамику спроса на «черное золото», то он стабильно год от года рос более чем на один с четвертью миллиона баррелей в сутки. На основании этих статистических данных Международное энергетическое агентство спрогнозировало исторический пик спроса на нефть к 2028 — 2030 годам. Это только нефть.

Выбросы углекислого газа

С углем, сжигание которого с точки зрения выбросов углекислого газа еще более нежелательно, то спрос на этот вид топлива за последние три года также рос, а к концу этого года может обновить исторический максимум. Перелома этого тренда МЭА ожидает в 2026 году, но его может не произойти, поскольку Индия и Китай, продолжая нуждаться в электроэнергии, строят все новые тепловые электростанции, сжигающие уголь.

Спрос на природный газ по-прежнему остается на максимумах. Даже Германия, чемпион мира по внедрению «зеленых» технологий в энергетике, после своего отказа от атомных электростанций вынуждена строить электростанции, сжигающие сжиженный природный газ.

Почему же, несмотря на принятые «зеленые повестки», мир все равно продолжает сжигать «вредное» ископаемое топливо? Ответ прост: все то, что необходимо для строительства и обслуживания крупных ветряных электростанций, стоит очень дорого. Подорожала сталь, а для установки и обслуживания ветряных электрогенераторов нужно специализированное оборудование, для некоторых стран даже специализированный морской флот. Немалых затрат требует и разработка ветряков больших физических габаритов, а к таким расходам производители электрооборудования в настоящее время также не готовы. Имеющиеся в наличии модели ветряков не могут обеспечить намеченные к 2030 году показатели количества вырабатываемой электроэнергии ветрогенераторами.

Зеленые повестки

Да и производство существующих моделей электрооборудования для нужд возобновляемой энергетики, как оказалось, производителям ожидаемой прибыли не приносит. На протяжении нескольких последних лет соответствующее подразделение Siemens несёт чистые убытки, которые за последний год увеличились почти на 50% по сравнению с предыдущим.

То же самое происходит и в индустрии солнечной энергии, где лучше всего обстоят дела у Китая.

Единственное, в чем преуспели поборники «зеленого перехода», так это в производстве электромобилей, которых по итогам прошлого года в мире произведено 14 млн. единиц. Благодаря ожидаемому снижению себестоимости их производства, напрямую связанному со снижением стоимости аккумуляторных батарей, в 2030 году планируют продать 33 млн. электромобилей, но этот показатель все равно будет уступать объёмам продаж автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Лидером производства электромобилей также окажется Китай, где это направление поддерживается государством.

Банковская система многих государств, обнаружив проблемы промышленных предприятий, занятых производством оборудования для «зеленой энергетики», отказывается вовсе их финансировать или делает это с меньшим энтузиазмом, что в конечном итоге только усугубит проблемы «зеленой» индустрии.

Все названные факторы говорят в пользу больших сомнений в скорых перспективах глобального перехода к «зеленой энергетике».

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59