Меню

Прощай, Bradley: как США создают боевую машину будущего

Прощай, Bradley: как США создают боевую машину будущего

Современное поле боя непрерывно эволюционирует, требуя от армий мира постоянной адаптации и модернизации. В этом контексте США, признавая насущную необходимость обновления своего парка бронетехники, приступили к ключевому этапу в амбициозной программе по замене своей основной боевой машины пехоты (БМП) M2 Bradley. Это решение знаменует собой не просто обновление вооружения, но и глубокий пересмотр подходов к созданию и внедрению боевых систем, о чем свидетельствует недавний отказ от программы легкого танка M10 Booker.

Наследие и вызовы

Боевая машина пехоты M2 Bradley, находящаяся на вооружении Сухопутных войск США с 1981 года, давно стала символом американской военной мощи. Названная в честь генерала Омара Брэдли, она была разработана как ответ на советскую БМП-1 и немецкую «Мардер», обеспечивая сочетание огневой мощи, защиты и мобильности. M2 Bradley, оснащенная 25-мм автоматической пушкой M242 Bushmaster, противотанковыми ракетами и броней, обеспечивающей защиту от стрелкового оружия, зарекомендовала себя как надежная и универсальная машина, сыграв ключевую роль в операциях «Буря в пустыне», в Ираке и Афганистане.

Однако время не стоит на месте. Спустя более четырех десятилетий службы Bradley достигла пределов своих модернизационных возможностей. Возросшая масса из-за дополнительной брони и оборудования снизила ее мобильность, а энергосистема с трудом справляется с возросшими требованиями современных систем. Главное — меняется характер угроз: повсеместное распространение высокоточных противотанковых средств, барражирующих боеприпасов, беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и малоразмерных дронов-камикадзе, а также высокоэффективной артиллерии, диктует принципиально новые требования к живучести и ситуационной осведомленности БМП.

В условиях, когда даже современная танкизация подвергается беспрецедентным испытаниям, машина 80-х годов, несмотря на все апгрейды, уже не может обеспечить необходимый уровень защиты и эффективности. Как отмечают американские генералы, конкуренты США значительно улучшили свои бронетанковые платформы, что требует от американской армии машин с большей маневренностью, живучестью и огневой мощью.

Предыдущие попытки заменить Bradley, такие как программы Future Combat System (FCS) и Ground Combat Vehicle (GCV), потерпели неудачу из-за чрезмерных требований, бюджетных ограничений и технических сложностей. Программа Optionally Manned Fighting Vehicle (OMFV), переименованная в XM30 в июне 2023 года, стала новым этапом в этом процессе, с акцентом на цифровые технологии и модульную архитектуру.

Рождение XM30: прицел на будущее

В ответ на эти вызовы СВ США запустили программу по созданию механизированной боевой машины пехоты (Mechanized Infantry Combat Vehicle, MICV), которая получила обозначение XM30. Программа нацелена на создание машины, способной доминировать на поле боя XXI века, интегрируя новейшие технологии в области огневой мощи, защиты, сетецентричности и гибридных силовых установок. XM30 является частью портфеля Next Generation Combat Vehicle (NGCV), направленного на модернизацию бронетанковых сил США.

Недавно стало известно, что два ведущих промышленных консорциума — American Rheinmetall Vehicles и General Dynamics Land Systems (GDLS) — успешно прошли стадию критической оценки проекта и получили «зеленый свет» для начала производства прототипов. Это событие является знаковым, так как подтверждает уверенное продвижение программы по агрессивному графику. Общая стоимость контрактов на этом этапе составила около 1.6 миллиарда долларов, а предполагаемая стоимость всей программы оценивается в 45 миллиардов, что подчеркивает ее масштабы и стратегическую важность для Пентагона.

Каждая компания должна поставить до 11 прототипов к концу 2027 финансового года, а также два баллистических корпуса, башни и цифровые модели. Испытания прототипов начнутся в 2026 году, а выбор победителя запланирован на середину 2027 года, с началом серийного производства в 2029 году. Ускорение программы XM30 стало возможным благодаря активному применению цифрового инжиниринга и частым «точкам соприкосновения» с военнослужащими, позволяющим получать обратную связь на ранних этапах разработки через физические и виртуальные макеты.

Участники программы и их подходы:

General Dynamics Land Systems (GDLS). Их концепция основана на платформе Griffin III, впервые представленной в 2018 году. Команда GDLS включает GM Defense, AeroVironment (поставщик барражирующих боеприпасов Switchblade) и Applied Intuition, специализирующуюся на моделировании автономных систем. GDLS также сотрудничает с General Dynamics Mission Systems для интеграции современных сетевых и киберсистем;

American Rheinmetall Vehicles. Их предложение базируется на немецкой БМП Lynx KF41, адаптированной для нужд Пентагона. Команда включает Textron Systems, RTX, L3Harris Technologies, Allison Transmission и Anduril Technologies, специализирующуюся на искусственном интеллекте.

Обе компании используют передовые цифровые инженерные инструменты, включая платформу Modular Open Systems Architecture (MOSA), которая позволяет интегрировать новые технологии по мере их появления.

Ключевые характеристики XM30, заявленные СВ США, включают:

Гибридная силовая установка: это не только повышает топливную эффективность и снижает логистическую нагрузку, но и обеспечивает значительный прирост мощности для бортовых систем, а также снижает тепловую и акустическую заметность;

Вооружение: 50-мм пушка XM913 (с возможностью установки 30-мм версии), представляющая собой существенное повышение огневой мощи по сравнению с 25-мм пушкой Bradley, позволяя эффективно бороться с легкобронированной техникой, полевыми укреплениями и даже некоторыми типами основных боевых танков. Также предусмотрены ПТРК и пулеметы, обеспечивающие многоуровневую огневую мощь;

Дистанционно управляемая башня: повышает живучесть экипажа, выводя его из башни в корпус, и улучшает ситуационную осведомленность;

Защита: комплексная система защиты (Integrated Protection Suite), включающая в себя активные системы защиты (КАЗ), способные перехватывать подлетающие снаряды и ракеты, а также модульное бронирование и средства снижения заметности (управление сигнатурами), что крайне важно в условиях распространения разведывательных и ударных БПЛА;

Продвинутые сенсоры и цифровая архитектура: продвинутые инфракрасные датчики (FLIR третьего поколения) значительно улучшают возможности обнаружения и идентификации целей в любых погодных условиях. Интеллектуальная система управления огнем использует передовые алгоритмы для повышения точности и скорости поражения целей, а интеграция передовых сенсоров, систем связи и ИИ улучшает ситуационную осведомленность и координацию с пехотой;

Экипаж и десант: XM30 рассчитана на перевозку шести пехотинцев и способна работать как с экипажем из двух человек, так и в беспилотном режиме.

танк

Уроки M10 Booker: отказ от «неудачных инвестиций»

Одним из ключевых событий, сопровождающих программу XM30, стало решение руководства СВ США прекратить программу легкого танка M10 Booker, на которую уже было потрачено более одного миллиарда долларов. Программа, призванная заполнить «пробел в огневой мощи» пехотных формирований, изначально предполагала создание легкой авиатранспортабельной машины, способной десантироваться с C-130. Однако требования к живучести и огневой мощи привели к созданию «средней» машины, потерявшей возможность десантирования и не удовлетворившей ни армию, ни производителя — General Dynamics Land Systems.

Как отметил министр СВ Дэниел Дрисколл, отказ от M10 Booker демонстрирует преодоление «ошибки невозвратных издержек». Вместо продолжения субоптимального проекта армия перенаправила ресурсы на ускорение программ XM30 и модернизированного танка M1E3 Abrams. Это решение подчеркивает новый подход Пентагона, ориентированный на гибкость и приоритет «победоносных возможностей» на поле боя. Из 96 заказанных M10 Booker армия приняла 26 машин, а оставшиеся находятся в финальной стадии производства.

Контекст современных конфликтов и стратегические выводы

Решение об ускорении программ XM30 и M1E3 Abrams, а также отмена M10 Booker и текущей программы Robotic Combat Vehicle (RCV), следует рассматривать в более широком контексте уроков, извлекаемых из современных конфликтов, таких как война в Украине. Там Bradley продемонстрировала уязвимость перед дронами и ПТРК. XM30 призвана устранить эти недостатки, обеспечивая:

Живучесть. Уязвимость бронетехники к дронам-камикадзе, ПТУР и артиллерии подчеркивает критическую важность интегрированных систем защиты, модульной брони и средств управления сигнатурами, которые заложены в XM30;

Сетецентричность и ситуационную осведомленность. Современное поле боя требует глубокой интеграции всех боевых единиц в единую сеть, обмена данными в реальном времени. Партнеры GDLS, такие как General Dynamics Mission Systems, фокусирующиеся на сетевых возможностях, радиосвязи и кибербезопасности, показывают, что XM30 будет не просто бронированной машиной, а полноценным узлом в общей боевой системе;

Роботизация. Хотя текущая программа RCV была свернута, это не означает отказ от роботизации. Скорее, это пересмотр концепции. Включение в команду American Rheinmetall Vehicles компании Anduril Technologies (специализирующейся на ИИ) и AeroVironment (со своими барражирующими боеприпасами Switchblade) в команду GDLS указывает на стремление интегрировать элементы автономии и беспилотных систем непосредственно в концепцию новой БМП, возможно, в рамках более широкой стратегии «команды человека и машины»;

Адаптивность и универсальность. Модульная конструкция позволит быстро интегрировать новые технологии, такие как системы защиты от дронов или улучшенные сенсоры. Возможность автономной работы делает XM30 подходящей для различных сценариев;

Экономическая эффективность. Использование цифрового проектирования сокращает время и затраты на разработку, что критически важно в условиях ограниченных бюджетов.

Кроме того, решение армии США отменить программу легкого танка M10 Booker в пользу ускорения разработки XM30 и модернизированного танка M1E3 подчеркивает приоритетность инвестиций в универсальные платформы. Это также сигнализирует о намерении армии сосредоточиться на противостоянии технологически продвинутым противникам, таким как Китай и Россия.

Вызовы и риски

Несмотря на оптимизм, программа XM30 сталкивается с рядом вызовов:

технические сложности: интеграция гибридной трансмиссии и автономных систем требует тщательного тестирования, чтобы избежать ошибок, подобных тем, что привели к отмене программы M10 Booker;

бюджетные ограничения: стоимость программы в $45 миллиардов вызывает вопросы о ее устойчивости в условиях возможных сокращений оборонного бюджета;

конкуренция технологий: быстрое развитие дронов и противотанковых систем может потребовать дополнительных доработок уже на этапе прототипирования.

Перспективы и прогнозы

Запуск процесса замены БМП Bradley на XM30 и сопутствующий отказ от M10 Booker — это гораздо больше, чем просто техническое обновление. Это стратегический сдвиг в американском подходе к разработке и приобретению вооружений, продиктованный суровыми реалиями современного конфликта и уроками прошлого.

Фокусировка на XM30 и M1E3 Abrams предвещает формирование новой бронетанковой «триады». M1E3 будет представлять собой тяжелый, но более мобильный и технологичный основной боевой танк. XM30 станет универсальной, хорошо защищенной и высокоинтеллектуальной БМП, способной эффективно действовать как самостоятельно, так и в связке с танками и, возможно, будущими роботизированными платформами (RCV нового поколения). Эта связка будет обеспечивать повышенную огневую мощь, защиту и ситуационную осведомленность.

Акцент на гибридных двигателях в XM30 указывает на неизбежную тенденцию в развитии всей будущей бронетехники. Это откроет путь к беспрецедентной интеграции мощных электронных систем — от активной защиты до искусственного интеллекта для управления огнем и принятия решений, а также к возможности «электрического» маневрирования, снижающего заметность.

Успех цифрового инжиниринга и прямого взаимодействия с военнослужащими в программе XM30, а также жесткий отказ от неэффективных программ вроде M10 Booker, показывают, что Пентагон действительно намерен сократить традиционно долгие циклы разработки и внедрения. Это может привести к более частым итерациям и модернизациям боевой техники в будущем, позволяя быстрее реагировать на меняющиеся угрозы.

Программа XM30 привлекает консорциумы, включающие не только традиционных гигантов оборонки, но и инновационные технологические компании (Anduril, Applied Intuition). Это предвещает усиление конкуренции за крупные оборонные контракты и стимулирование более глубокой интеграции передовых коммерческих технологий в военную сферу.

Успешное внедрение XM30 может укрепить позиции США как лидера в области разработки передовых боевых машин, потенциально влияя на экспортные рынки и стандарты НАТО. Страны-союзники США, вероятно, будут внимательно следить за развитием XM30, возможно, перенимая схожие технологические решения или даже рассматривая XM30 как основу для будущих совместных разработок. Для потенциальных противников это будет означать появление еще более смертоносной и живучей машины, требующей пересмотра тактик и противодействия.

Возможность беспилотного управления XM30 открывает перспективы для интеграции с роботизированными системами, такими как Robotic Combat Vehicle (RCV). Это может привести к созданию полностью автономных боевых групп, способных действовать без риска для личного состава.

В целом, процесс замены Bradley — это не просто смена модели БМП, а фундаментальная трансформация, которая определит лицо американских сухопутных войск на десятилетия вперед, сделав их более адаптируемыми, технологичными и, что самое главное, более смертоносными и живучими в условиях постоянно меняющегося глобального военного ландшафта.

Автор: Николай Тягников

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59