Оправдает ли Карл III надежды британцев?
Карла III объявили следующим королем в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии. Сразу же напрашиваются вопросы: сможет ли новый конституционный монарх противостоять вызовам, надвигающимся на государство и монархию? Станет ли он таким же авторитетным, какой, несмотря ни на что, была его мать Елизавета II, являвшаяся главой государства и Британского Содружества Наций дольше всех других суверенов? Что из себя представляет новый монарх?
В отличие от своей матери, будущий король не смог утаить своих политических взглядов, потому что будучи наследником престола, достаточно активно участвовал в деятельности во благо государства, ведя активную переписку с членами правительства и премьер-министрами, а также влиятельными парламентариями, которая под давлением вездесущей британской прессы была рассекречена в 2015 году. Из материалов переписки подданные узнали о том, что тогда еще принца Уэльского Чарльза волновали проблемы изменения климата и генетически модифицированных продуктов, чем, впрочем, сильно удивлены не были, ибо наследник часто высказывался по этому поводу публично, а вот его мнение по политическим вопросам было интересно всем. Сохранит ли Карл III эту свою привычку, — пока не ясно, потому что она не совсем соответствует британской политической традиции применительно к августейшей особе, ибо все предыдущие британские конституционные монархи придерживались, как им и положено, нейтралитета. Как знать, может вступающий в свои права монарх станет основателем новой политической традиции, касающейся отношения с народом и его избранными представителями?
Король Карл этого бы, наверное, хотел, но, во-первых, как писала российская императрица Екатерина II просветителю Вольтеру, «нет таких законов», а во-вторых, необходимо стать очень авторитетным монархом. Но с авторитетом и народной любовью у Карла III, если верить опросам полугодичной давности, есть проблемы: только немногим более сорока процентов опрошенных британцев испытывали тогда позитивные эмоции от принца Чарльза. Обгонял короля по популярности теперь уже принц Уэльский Уильям. Усилить позицию трона Карлу III, казалось бы, будет очень непросто не только из-за своего рейтинга, но еще и потому, что ему досталось тяжелое наследство внутри царствующего дома: за свое недостойное поведение по личному настоянию тогда еще принца Чарльза лишился наименования Его Королевского Высочества и ряда других титулов его брат Эндрю, а младший сын короля Гарри публично порвал со своей королевской семьей и теперь преспокойно ведет частную жизнь в Калифорнии со своей супругой актрисой Меган Маркл.
Но все это, так сказать, уже немного в прошлом. Будем объективными и скажем, что за последние несколько дней популярность нового короля резко пошла вверх: 94% опрошенных положительно оценили его первое обращение к нации в качестве монарха, а 63% британцев уже уверены, что Его Величество хорошо справится со своими обязанностями.
Надо отдать должное новому британскому суверену уже хотя бы потому, что сразу же после своего объявления королем, он начал, несмотря на обилие траурных мероприятий, трудиться над увеличением авторитета короны, отправившись с визитом 13 сентября в Северную Ирландию, 16-го его ждут в Уэльсе, а затем в Шотландии. Напомним, что в этих трех регионах Соединенного Королевства в настоящее время очень сильны сепаратистские настроения, что является не очень приятным моментом для нового короля. Но он стремится понравиться. Удастся ли? Увидим.
Кроме Великобритании, новый король унаследовал формальную власть еще в четырнадцати государствах, где английский монарх считается их главой. Крупнейшие из них — Канада, Австралия, Новая Зеландия, Ямайка и Папуа-Новая Гвинея и Антигуа и Барбуда. Премьер-министр последней Гастон Браун недавно пообещал, что в течение трех ближайших лет проведет референдум о переходе к республиканской форме правления, как это сделал почти год назад Барбадос.
Власти Австралии после получения известия о смерти Елизаветы II заявили, что вопрос о роли монархии в ближайшее время подниматься не будет.
Правящая лейбористская партия на Ямайке декларирует, что ее целью является проведение референдума о придании государству статуса республики, что приведет к лишению британского короля должности номинального главы государства.
Премьер-министр Новой Зеландии Джасинда Арден заявила, что после смерти королевы Елизаветы ее страна не будет стремиться к республиканской форме правления, но предположила, что в будущем вполне возможны конституционные изменения.
Канадский премьер Джастин Трюдо написал в своем твиттере, что канадцы смотрят в будущее «в связи с восхождением на престол Его Величества короля Карла III, канадского суверена».
Папуа-Новая Гвинея также провозгласила нового короля главой государства.
Колеблющихся членов Британского Содружества Наций новому королю предстоит убедить остаться в Содружестве и не менять форму правления, что может быть довольно непросто.
Кроме этого, хочет новый британский суверен или нет, ему предстоит контактировать с ближайшими союзниками Великобритании. За свое долгое правление Елизавета II лично встречалась с тринадцатью американскими президентами из пятнадцати. Между Великобританией и США особые отношения, поэтому проблем у короля Карла с американским политическим истеблишментом не будет, но народ США, согласно опросам, очень почитает погибшую принцессу Диану, популярность которой выше, чем покойной королевы.
Если в своей стране популярность нового монарха растет, бывшая империя медленно, но верно распадается, а популярность монархии там сомнительна, то остальные независимые государства будут по традиции почитать британского монарха, потому что так принято.
Каким станет новое правление, зависит от самого Карла III, но можно с уверенностью сказать, что носить корону — дело ответственное и непростое. Даже, если ты конституционный монарх с представительскими функциями, ведь на тебя смотрят во всем мире.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!