Посетительница мемориала «Хатынь» приехала туда с готовой жалобой
В одном из телеграм-каналов появился пост, суть которого заключается в недовольстве музеем мемориала «Хатынь» и претензии по поводу белорусского орнамента, размещенного в экспозиции. Разобрались в ситуации.
«Такое же ощущение и от Хатыни — все самое важное спрятали в архивы…, сделали что-то бессмысленно-помпезное и при входе прям в лицо тычут знаком жертвоприношения. […] Объяснения какие-то мутные, какие-то отсылки к рунам, ссылки на какое-то непонятное издание», — пишет недовольная посетительница музея в «Хатыни».
Здесь стоит пояснить, что под знаком жертвоприношения, которым ей «в лицо тычут», недовольная женщина имеет в виду белорусский орнамент. В нем она каким-то образом разглядела символ жертвенного огня или погребального костра, который называется «крада». Только ничего общего так называемая «крада» с белорусским орнаментом не имеет. Единственное упоминанием, и то без пруфов, о том, что решетка является «крадой» и символизирует вышеназванные значения, я встретил где-то на просторах Ядекс.Дзена. И тот источник информации попахивал отсебятиной.
По этому поводу грамотно и учтиво посетительнице музея ответил в письменном виде директор мемориала «Хатынь» Артур Зельский. Он указал, что «крада» — это руна и выглядит она совсем иначе, нежели решетка. Также эксперт пояснил, что использованный в экспозиции знак является орнаментом, который символизирует любовь и уважение к своим предкам и родной земле. Этой информации я легко нашел подтверждение в Google.
Что касается жалобы о том, что «самое важное спрятали в архивы», в этом направлении постоянно ведется работа. Заведующая отделом научно-исследовательской и экспозиционно-выставочной работы Марина Вашкевич рассказала, что в скором времени информационные панели, установленные в тематических залах, будут пополнены документальной информацией.
— Материалы готовы, осталось только их «закачать» в инфопанели. Именно этим сейчас и занимаются айтишники. Процесс этот не такой быстрый, как хотелось бы, — пояснила заведующая.
Марина Вашкевич рассказала, что в тот день, когда в музей пришла недовольная посетительница, она не работала. Однако коллеги рассказали, что женщина приехала в «Хатынь» с уже заготовленной шпаргалкой и негативным посылом с целью оставить жалобы.
— Такое поведение очень напоминает провокацию, — заключила специалист.
От себя хочется добавить, что новый музей в «Хатыни» — это не скучные витрины со статической экспозицией и пылью. Это виртуальное, психоэмоциональное погружение в боль и трагедию сожженных деревень и геноцида мирного населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны. Лично я не встретил ни одного человека, кто вышел бы оттуда равнодушным. А последний зал, который жалобщице показался пустым, не такой уж и пустой. Ей нужно было внимательно всмотреться в его белые стены.
Но данный человек увидел то, что захотел увидеть, и под таким углом, какой ему выгоден.