Запчасть для будущего страны: сходство и различия современных политиков и автомобилей
Что общего у современного автомобиля и современного политика? Выглядит привлекательно, но внутри сделан из мягкого металла и рассчитан на три года. Правила диктует западная экономика: продукт надо выбрать, ощутить радость покупки, а потом разочароваться и скинуть куда-нибудь в Литву и Польшу, где местные прибирают к рукам всякий мусор.
Даем универсальные советы, как ехать тише и быть дальше.
Не смотрим на «внешку»
Политтехнологи очень похожи на производителей автомобилей — то, что придумал один, через пять лет будет у всех (а у китайцев даже лучше, безопаснее и дешевле). Толковый конструктор смотрит на решения и дизайн 2-3 главных конкурентов, добавляет к ним что-то свое, и в итоге получается мировая линейка автомобилей, как две капли воды похожих друг на друга.
То же правило действует и в политике: нынешних западных лидеров штампуют конвейерным способом, одевают, красят, говорят, что делать, и на 3-4 года Макрона, Шольца или Сунака хватает, после чего находят замену. Глядя на этот цирк, можно уловить общие тенденции ближайшего будущего, и понять, что пытаются навязать нам и России.
Конечно, у конкурентов надо брать лучшее и внедрять у себя — обновлять СМИ, делать яркие телепередачи, искать новые формы коммуникации, работать с соцсетями и образом политика. Но какой бы технологичный автомобиль вы ни сделали, всегда есть вероятность попадания на тонкий лед и аварии — то есть роковой ошибки, когда красивый образ будет разрушен цепью неверных решений. Современному политику надо уметь и хорошо водить (чтобы страну не занесло на льду), и создавать при этом красивую обертку (чтобы не надоесть людям), и не подменять второе первым, как это делают на Западе. Волнует лишь одно: «Где таких политиков найти?»
С этим философским вопросом Россия подошла к президентским выборам. Желающие порулить вроде есть, но люди не верят, что кто-то справится с дорожной ситуацией лучше Путина. Тем не менее, движение в эшелонах власти происходит: в старой системе немножко меняют роли и декорации. Покойного Жириновского сменил его сын, в парламент завели партию «Новые люди», которая теперь двигает своего кандидата, из ниоткуда появилась и местная Тихановская, о которой вы наверняка не слышали ранее — Екатерина Дунцова. Белорусам набор штампов знаком до боли: простая женщина идет одна против системы, какая она смелая, с антивоенной позицией, а раскручивают ее СМИ — иноагенты, типа «Радио Свобода» и «Дойче Велле». Никогда такого не было, и вот опять!
Мажем днище
Интересен и набор возрастов кандидатов: 72-75-56-40 лет. Владимир Путин в этой линейке не крайний, но российскому избирателю предлагают выбор даже по годам: можно выбрать что-то ближе к себе, хоть совсем молодого кандидата — пожалуйста, у нас демократия. Значит ли все перечисленное, что на арену выставлены спойлеры, чтобы создать видимость разнообразия? Нет, потому что российской власти они не нужны: как и в Беларуси, отпала необходимость нравиться Западу, ОБСЕ, ПАСЕ и правозащитным организациям.
Но даже несмотря на то, что российские выборы пройдут без большой интриги, остается вопрос их обрамления, то есть борьба за повестку следующего срока Путина. Будет ли в ней больше прогрессизма, прорывных технологий, молодых кадров, что символизирует условный «молодой» кандидат? Или же будет более агрессивная повестка, а-ля мыть сапоги в Индийском океане, как в свое время предлагал Жириновский-старший? Или нас ждет консерватизм и возврат к СССР, что предлагает кандидат от КПРФ? Правда, специалисты говорят, что «Слово пацана», где ужасные совки пьют, дерутся и сидят по подвалам, сняли не просто так, а к выборам, чтобы вариант «советского прошлого» все-таки набрал поменьше голосов.
Тем самым по ходу выборов власть как бы задает вопрос: какая именно Россия Путина избирателю нравится больше: новый Советский Союз, новая Российская Империя или некое абстрактное технократическое будущее, которое представляет молодой кандидат. Все это дополняет повестку кандидата номер один — Владимира Путина: суверенитет, большие достижения, многополярность, социальное государство, независимое развитие. Остальные участники трезво оценивают свои силы: конечно, амбиции у них есть, но это амбиции второго эшелона.
Если продолжать аналогию с машиной, то кандидаты-спойлеры — это как антикор с завода: не все берут, не всем нравится, но нужно, чтобы хоть какой-нибудь да был. Тогда коррозия (то есть негативные явления, с которыми постоянно сталкивается власть), будет развиваться медленнее, а мелкие камешки вообще будут отскакивать от кузова. Какую-то часть протестного электората альтернативные кандидаты оттянут на себя, а потом… раз в пару лет антикор надо обновлять.
Ищем оригинальные запчасти
Новая запчасть лучше старой, но далеко не всегда. Беларусь и Россия вошли в эпоху, когда многие вещи стали излишними, избыточными, бесполезными и одноразовыми. Это как в автомагазине, когда на полке вроде бы лежит много деталей, но все они худшего качества, чем то, что изначально стояло с завода. В лучшем случае нарветесь на польскую подделку вместо «европейца».
Но раз нет конкуренции, нет желающих конкурировать, и все иностранные аналоги сильно хуже, то непонятно, кому передавать систему дальше и чем заменить уставшую запчасть. Однако такие кадры сейчас в прямом смысле куются: в России — в огне СВО, в Беларуси — в экономическом противостоянии с Западом, когда правительство и губернаторы постоянно ищут нестандартные решения и вынуждены каждый день проводить как на фронте. Примерно так и закаляется сталь, как описывал классик. То есть из нынешнего кризиса выйдет самое мотивированное, толковое и при этом еще достаточно молодое поколение управленцев.
Это и есть те новые детали, которыми постепенно будут обновлять государственную машину России и Беларуси. Нужно сказать, что объем задач, который стоит перед российскими и белорусскими органами управления и регионами, начиная с ковида и заканчивая угрозой боевых действий, сравним разве что с периодом 1990-х и временами ВОВ.
Чинимся в гаражах
Чем силен наш народ — так это умельцами и самородками. Но рынок автомобильных СТО устроен так, что если у тебя только две руки и светлая голова (гараж и набор инструментов), то ты никогда не сможешь составить конкуренцию «белым» СТО, которые получают государственные заказы и обслуживают серьезных юрлиц по безналу.
То же самое до войны и кризиса 2020 года наблюдалось в белорусской и российской политике. В Кремле этих серьезных людей называют «либеральной башней», которая отвечала за ремонт политической системы, пиар, стравливание пара, тонкую игру с оппозицией и контакты с Западом. Но после начала военной операции многие представители либеральной публики убежали и освободили места. И их должности (в медийном поле, но не только) заняли те самые кулибины из народа, которые по стечению обстоятельств попали в серьезную игру.
Точно такое же спонтанное обновление кадров «снизу» происходило в Беларуси после 2020 года, когда многие должности резко освободились. Но страна при этом не осталась без специалистов, а наоборот, они принесли в процесс свежий взгляд и сильно его улучшили. Потому что гаражник считает каждую копейку, знает, как сделать хорошо и дешево, а «белое» СТО привыкло к совсем другим расценкам, жирным условиям и задешево работать не хочет. Другой вопрос, что теперь с гаражных умельцев в случае поломки спрашивают, как с официалов. Потому что времена непростые и, как сказал Президент, всем нужно давать КАЧЕСТВО.